Ваша стройка

«Повседневная жизнь Западной Европы» - презентация. Как жили люди в средневековье Быт народов европы

Народы Европы - это одна из самых интересных и вместе с тем сложных тем в истории и культурологии. Понимание особенностей их развития, быта, традиций, культуры позволит лучше понять современные события, которые происходят в данной части света в самых различных областях жизни.

Общая характеристика

При всем многообразии населения, проживающего на территории европейских государств, можно говорить о том, что, в принципе, все они прошли один общий путь развития. Большинство государств сформировалось на территории бывшей Римской империи, которая включала в себя огромные пространства, от германских земель на западе до галльских областей на востоке, от Британии на севере до северной Африки на юге. Именно поэтому можно говорить о том, что все эти страны, при всей их несхожести, тем не менее сформировались в едином культурном пространстве.

Путь развития в раннем Средневековье

Народы Европы как национальности начали складываться в результате великого переселения племен, которое охватило материк в IV-V веках. Тогда в результате массовых миграционных потоков произошла коренная трансформация социальной структуры, которая существовала на протяжении веков в период древней истории, и оформились новые этнические общности. Кроме того, на образование национальностей оказало влияние и движение которые основали на землях бывшей Римской империи свои так называемые варварские государства. В их рамках и сложились народы Европы примерно в том виде, в каком они существуют на современном этапе. Однако процесс окончательного национального оформления пришелся на период зрелого Средневековья.

Дальнейшее складывание государств

В XII-XIII веках во многих странах материка начался процесс формирования национального самосознания. Это было время, когда сложились предпосылки для того, чтобы жители государств стали идентифицировать и позиционировать себя именно как определенную национальную общность. Первоначально это проявилось в языке и культуре. Народы Европы стали развивать национальные литературные языки, которые определяли их принадлежность к тому или иному этносу. В Англии, например, этот процесс начался очень рано: уже в XII веке известный писатель Д. Чосер создал свои знаменитые «Кентерберийские рассказы», которые заложили основу национального английского языка.

XV-XVI века в истории стран Западной Европы

Период позднего Средневековья и раннего нового времени сыграл решающую роль в формировании государств. Это был период становления монархий, оформление основных органов управления, формирования путей развития экономики, а, главное - формировалась специфика культурного облика. В связи с указанными обстоятельствами, традиции народов Европы были очень разнообразны. Они определялись всем ходом предшествующего развития. В первую очередь сказался географический фактор, а также особенности складывания национальных государств, которые окончательно оформились в рассматриваемую эпоху.

Новое время

XVII-XVIII века - это время бурных потрясений для западноевропейских стран, которые пережили довольно сложный период в своей истории в связи с трансформацией общественно-политической, социальной и культурной среды. Можно сказать, что в эти столетия традиции народов Европы прошли испытание на прочность не только временем, но и революциями. В эти века государства вели борьбу за гегемонию на материке с переменным успехом. XVI век прошел под знаком господства австрийских и испанских Габсбургов, следующее столетие - под явным лидерством Франции, чему способствовал факт установления здесь абсолютизма. XVIII век пошатнул ее положение во многом из-за революции, войн, а также внутриполитического кризиса.

Расширение сфер влияния

Следующие два столетия ознаменовались серьезными переменами в геополитической ситуации в Западной Европе. Это было связано с тем, что некоторые ведущие государства встали на путь колониализма. Народы, проживающие в Европе, освоили новые территориальные пространства, в первую очередь северо-, южноамериканские и восточные земли. Это существенно повлияло на культурный облик европейских государств. Прежде всего это касается Великобритании, которая создала целую колониальную империю, охватившую почти полмира. Это привело к тому, что именно английский язык и английская дипломатия стали влиять на европейское развитие.

Еще одно событие сильно отразилось на геополитической карте материка - две мировые войны. Народы, проживающие в Европе, оказались на грани уничтожения в результате опустошения, которое нанесли ей боевые действия. Разумеется, все это сказалось на том, что именно западноевропейские государства повлияли на начало процесса глобализации и создание общемировых органов по улаживанию конфликтов.

Современное состояние

Культура народов Европы в наши дни определяется во многом процессом стирания национальных границ. Компьютеризация общества, бурное развитие Интернета, а также широкие миграционные потоки поставили проблему стирания национальных самобытных черт. Поэтому первое десятилетие нашего столетия прошло под знаком решения вопроса о сохранении традиционного культурного облика этносов и национальностей. В последнее время, при расширении процесса глобализации, наблюдается тенденция к сохранению национальной самобытности стран.

Культурное развитие

Быт народов Европы определяется их историей, менталитетом и религией. При всем многообразии путей культурного облика стран можно выделить одну генеральную черту развития в этих государствах: это динамичность, практичность, целеустремленность процессов, которые происходили в разное время к науке, искусстве, политике, экономике и в обществе вообще. Именно на последнюю характерную особенность указывал известный философ О. Шпенглер.

История народов Европы характеризуется ранним проникновением в культуру светских элементов. Это определило столь бурное развитие живописи, скульптуры, архитектуры и литературы. Стремление к рационализму было присуще ведущим европейским мыслителям и ученым, что и обусловило бурный темп роста технических достижений. В общем, развитие культуры на материке определялось ранним проникновением светского знания и рационализмом.

Духовная жизнь

Религии народов Европы можно выделить в две большие группы: католицизм, протестантизм и православие. Первая является одной из наиболее распространенных не только на материке, но и во всем мире. Поначалу она была господствующей в западноевропейских странах, но потом, после Реформации, произошедшей в XVI веке, возник протестантизм. Последний имеет несколько ответвлений: кальвинизм, лютеранство, пуританизм, англиканская церковь и другие. Впоследствии на его основе возникли отдельные общности замкнутого типа. Православие распространено в странах Восточной Европы. Оно было заимствовано из соседней Византии, откуда проникло и на Русь.

Лингвистика

Языки народов Европы можно условно разделить на три большие группы: романская, германская и славянская. К первой принадлежат: Франция, Испания, Италия и другие. Их особенностями является то, что они сформировались под влиянием восточных народов. В Средние века эти территории подверглись вторжению арабов и турок, которое, несомненно, сказалось на складывании их речевых особенностей. Эти языки отличаются гибкостью, звучностью и певучестью. Недаром именно на итальянском языке написано большинство опер, и вообще, именно он считается одним из самых музыкальных в мире. Эти языки достаточно легки для восприятия и обучения; впрочем, грамматика и произношение французского могут вызвать некоторые затруднения.

Германская группа включает в себя языки северных, скандинавских стран. Эта речь отличается твердостью произношения и выразительным звучанием. Они более сложны для восприятия и обучения. Например, немецкий язык считается одним из самых сложных среди европейских языков. Скандинавская речь также характеризуется сложностью построения предложений и довольно трудной грамматикой.

Славянская группа тоже довольно трудна для освоения. Русский язык также считается одним из самых сложных для обучения. Вместе с тем, общепризнанным является мнение, что он очень богат по своему лексическому составу и смысловым выражениям. Считается, что обладает всеми необходимыми речевыми средствами и языковыми оборотами для передачи необходимых мыслей. Показательным является тот факт, что именно европейские языки в разные времена и столетия считались мировыми. Например, поначалу это были латинский и греческий, что было связано с тем обстоятельством, что западноевропейские государства, как уже было сказано выше, сформировались на территории бывшей Римской империи, где оба были в ходу. Впоследствии большое распространение получил испанский в связи с тем, что в XVI веке Испания стала ведущей колониальной державой, и ее язык распространился на другие континенты, в первую очередь в Южную Америку. Кроме того, это было связано с тем, что австро-испанские Габсбурги являлись лидерами на материке.

Но впоследствии ведущие позиции заняла Франция, которая к тому же также вступила на путь колониализма. Поэтому французский язык распространился на другие континенты, в первую очередь на Северную Америку и Северную Африку. Но уже в XIX веке стала господствующим колониальным государством, что и определило главную роль английского языка по всему миру, что и сохраняется в наши. Кроме того, этот язык очень удобен и прост при общении, его грамматическая структура не так сложна, как, например, у французского, а в связи с бурным развитием Интернета в последние годы английский сильно упростился и сделался почти разговорным. Например, многие английские слова в русском звучании вошли в обиход в нашей стране.

Менталитет и сознание

Особенности народов Европы следует рассматривать в контексте их сравнения с населением Востока. Этот анализ был проведен еще во втором десятилетии известным культурологом О. Шпенглером. Он отметил, что для всех европейских народов характерна что и обусловило бурное развитие в разные века техники, технологий и промышленности. Именно последнее обстоятельство определило, по его мнению, тот факт, что они очень быстро встали на путь прогрессивного развития, стали активно осваивать новые земли, улучшать производство и так далее. Практический подход стал залогом того, что эти народы достигли больших результатов в деле модернизации не только экономической, но и общественно-политической жизни.

Менталитет и сознание европейцев, по словам того же ученого, испокон веков были направлены на то, чтобы не только изучить и познать природу и окружающую их действительность, но и на активное использование результатов этих достижений на практике. Поэтому мысли европейцев всегда были нацелены не только на получение знаний в чистом виде, но и на то, чтобы использовать их в преобразовании природы для своих нужд и улучшения условий бытия. Разумеется, вышеуказанный путь развития был характерен и для других регионов мира, однако именно в Западной Европе он проявился с наибольшей полнотой и выразительностью. Некоторые исследователи связывают такое деловое сознание и практически направленный менталитет европейцев с особенностями географических условий их проживания. Ведь большинство невелики по размеру, и поэтому для достижения прогресса народы, населяющие Европу, пошли по т. е. ввиду ограниченности природных ресурсов стали разрабатывать и осваивать различные технологии для улучшения производства.

Характерные черты стран

Обычаи народов Европы весьма показательны для понимания их менталитета и сознания. Они отражают их и приоритеты. К сожалению, очень часто в массовом сознании формируется образ той или иной нации по чисто внешним атрибутам. Таким образом накладываются ярлыки на ту или иную страну. Например, Англия очень часто ассоциируется с чопорностью, практичностью и исключительной деловитостью. Французы очень часто воспринимаются как веселый светский и открытый народ, непринужденный в общении. Итальянцы или, например, испанцы представляются очень эмоциональной нацией с бурным темпераментом.

Однако народы, населяющие Европы, имеют очень богатую и сложную историю, которая наложила глубокий отпечаток на их жизненные традиции и быт. Например, тот факт, что англичане считаются домоседами (откуда и пошла поговорка «мой дом - моя крепость»), несомненно, имеет глубокие исторические корни. Когда в стране шли ожесточенные междоусобные войны, по-видимому, и сформировалось представление о том, что крепость или замок какого-нибудь феодала является надежной защитой. У англичан, например, есть еще один интересный обычай, который также восходит к эпохе Средних веков: в процессе парламентских выборов победивший претендент буквально с боем пробирается к своему месту, что является своеобразной отсылкой к тому времени, когда шла ожесточенная парламентская борьба. Также до сих пор сохранился обычай сидеть на мешке с шерстью, так как именно текстильная промышленность дала толчок к бурному развитию капитализма в XVI веке.

У французов же до сих пор сохранилась традиция к стремлению особенно выразительно обозначать свою национальную принадлежность. Это связано с их бурной историей, особенно это относится к XVIII веку, когда страна пережила революцию, наполеоновские войны. В ходе этих событий народ особенно остро почувствовал свою национальную идентичность. Выражение гордости за свое отечество также является давним обычаем французов, что проявляется, например, при исполнении "Марсельезы" и в наши дни.

Население

Вопрос о том, какие народы населяют Европу, представляется очень сложным, особенно ввиду бурных миграционных процессов в последнее время. Поэтому в данном разделе следует ограничиться лишь небольшим обзором на данную тему. При описании языковых групп выше уже говорилось о том, какие этнические группы населяли материк. Здесь же необходимо обозначить еще несколько особенностей. Европа стала ареной еще в раннем средневековье. Поэтому этнический состав ее чрезвычайно пестр. Кроме того, в свое время на ее части господствовали арабы и турки, которые наложили свой отпечаток. Однако все же необходимо указать на список народов Европы с запада на восток (в данном ряду перечисляются только наиболее крупные нации): испанцы, португальцы, французы, итальянцы, румыны, немцы, скандинавские этносы, славяне (белорусы, украинцы, поляки, хорваты, сербы, словенцы, чехи, словаки болгары, русские и другие). В настоящее время особенно остро стоит вопрос о миграционных процессах, которые грозят изменить этническую карту Европы. Кроме того, процессы современной глобализации и открытость границ грозят размыванию этнических территорий. Этот вопрос сейчас является одним из главных в мировой политике, поэтому в ряде стран обозначилась тенденция к сохранению национальной и культурной обособленности.

Сразу оговоримся: под европейскими странами будут подразумеваться страны Западной Европы, такие как Германия, Франция, Швейцария, Великобритания, Италия, Нидерланды и т.д. Почему именно Западная Европа будет предметом нашего обсуждения? Наверное, потому, что именно Западная Европа в полной мере сохранила европейский дух и европейские традиции, европейский жизненный уклад и европейские ценности в историческом их значении. А значит, именно западноевропейские страны живут типичной европейской жизнью. О них и пойдет речь.

Жизнь среднего европейца сыта и размерена. Более всего европейский средний класс не любит перемен, причем, как в худшую, так и в лучшую сторону. Можно сколь угодно долго объяснять среднему жителю Лондона о преимуществах смесителя в ванной, но после ремонта он все-таки установит два отдельных крана для холодной и горячей воды. Потому что так заведено. Потому что такие же краны установлены у всех родственников и знакомых. Потому что они так с детства привыкли.

Менять привычки – не в характере европейцев. Поэтому они стараются жить так, как жили их предки. Разумеется, с поправкой на современные реалии.

В большинстве европейских стран с пренебрежением относятся к американской манере готовить из полуфабрикатов. Если уж европейская хозяйка и готовит обед, то предпочитает свежие продукты с рынка. А рынки есть в каждом европейском городе, практически в каждом районе. Торгуют на таких городских рынках преимущественно фермеры, а товары по большей части очень чистые и очень свежие. Стоимость таких продуктов порой выше, чем в супермаркетах, но рынки все равно процветают и не ощущают недостатка в покупателях.

Европейцы вообще любят хорошо покушать. Французы, испанцы и итальянцы – убежденные гурманы. Соответственно, Франция, Италия и Испания – признанные центры мировой гастрономии и виноделия.

Фастфуд не в чести у европейцев среднего и старшего возраста. Воспитанные на старых традициях, пожилые европейцы стараются употреблять домашнюю пищу или обедать в небольших семейных ресторанчиках. Молодежь же игнорирует старые традиции и с удовольствием уплетает хотдоги и бигмаки в многочисленных макдональдсах и бургер-кингах, которых великое множество в любом европейском городе.

Одеваться средний европеец предпочитает все-таки в средних универмагах, нежели в бутиках, где продается одежда от кутюр. Но и китайские магазинчики с супердешевыми вещами средний класс, как правило, игнорирует. «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» - это лейтмотив европейского стиля одежды. Добротные, качественные вещи предпочтительнее, чем очень дорогие, пафосные, или очень дешевые, но сомнительного качества.

Средняя Европа не любит шумного веселья. Немцы предпочитают проводить вечера дома, швейцарцы, бельгийцы, ирландцы или и голландцы могут позволить себе кружку пива в ближайшем пабе. Что до жителей южной Европы, эти считают поход в трактир или таверну совершенно нормальным делом, ходят туда часто и порой без всякого повода.

Медицина в среднем по Европе достаточно передовая. Существуют различные системы страховок, покрывающие конкретные виды лечения или вообще всё. Глобальные страховки достаточно дороги и часто не выгодны, поэтому не пользуются широкой популярностью.

В некоторых странах государство оплачивает медицинскую страховку социально слабым слоям населения или тем, кто вынужденно находится без работы и получает пособие.

Одно из самых дорогих направлений европейской медицины – стоматология. На протезирование и лечение зубов европейцы тратят ежегодно полтора военных бюджета Германии (утрированно, но недалеко от истины). Поэтому некоторые в целях экономии едут лечить зубы в Восточную Европу – в Румынию, Чехию, на Украину и даже в Молдову.

Доходы

Средний европейский класс – это собственный дом или хорошая квартира в фешенебельном районе, наличие автомобиля довольно престижной марки не старше двух-трех лет, в зависимости от страны это может быть, например, Тойота Кэмри, Ситроен С5 или Фольксванен Пассат. Люди победнее покупают дешевые малолитражки, а часто используют в личных целях рабочие пикапы или даже грузовики. Большинство работодателей сквозь пальцы смотрит на такие вещи, а некоторые просто удерживают из зарплаты работника деньги за сожженный в личных поездках бензин.

Обязательный атрибут среднего класса в Европе – наличие пенсионных накоплений, акций, облигаций. Европейцы тщательно планируют собственную старость, не надеясь на помощь детей и внуков. И, как правило, средний европейский класс, выходя на пенсию, может позволить себе значительно больше, чем люди работающие, но не достигшие еще пенсионного возраста. Европейские пенсионеры много путешествуют, и вообще ведут праздный, спокойный образ жизни. Накопительные программы, которые велись всю сознательную жизнь, дают возможность жить, что называется, на широкую ногу. Кроме того, европейские законы предполагают значительные льготы и преимущества для граждан преклонного возраста, которыми те очень активно пользуются. Вход во многие европейские музеи для пенсионеров бесплатен, а проезд на транспорте очень дешев.

Бедные и богатые как правило не имеют пенсионных накоплений. Первые потому, что не могут себе этого позволить, вторые же зарабатывают огромные деньги процентами по внушительным вкладам в банках.

Однако европейцы, не достигшие пенсионного возраста, работают достаточно много и напряженно. В Европе принято работать на результат, а не на перспективу. Поэтому на работу берут прежде всего людей инициативных и думающих, готовых работать под давлением, посвящать работе внеурочные часы, стремящихся сэкономить деньги фирмы или увеличить ее прибыль. Да и растущая конкуренция среди сотрудников заставляет проявлять инициативу и отдавать себя работе без остатка.

Престижными считаются профессии инженера, финансиста, юриста и врача. Представители этих специальностей зарабатывают хорошие деньги, а имеющие частную практику часто являются миллионерами.

Однако и простые рабочие в Европе чувствуют себя весьма неплохо. Средняя европейская зарплата квалифицированного производственного рабочего 2000-3000 евро дает возможность жить, что называется, достойно – иметь накопительные пенсионные программы, оплачивать медицинские страховки и не особенно экономить на еде, хорошо одеваться и ежегодно выезжать к морю или в горы.

Представители социально слабых слоев в европейском обществе – предмет приложения усилий различных общественных организаций и государственных структур. Различные курсы и семинары проводятся для тех, кто потерял работу и отчасти потерял веру в себя. Для бездомных открываются сотни и тысячи различных приютов, центров реабилитации и консультаций, где несчастные могут получить горячую еду, ночлег и помощь неравнодушных людей. Конечно, полностью проблему бездомных это не решает, однако значительно сокращает их число.

Европа – сосредоточение богатейших дворянских фамилий. Потомки герцогов и маркизов, графов и виконтов и сегодня владеют огромными состояниями и значительными земельными угодьями. В основном европейские дворяне ведут отнюдь не праздный образ жизни. Они учатся, работают, активно участвуют в общественной жизни. Многие имеют собственные производства: в таких странах, как Франция, Италия и Испания многие дворянские фамилии владеют собственными винодельческими предприятиями, а также имеют заводы по производству мяса и сыра. Некоторые ограничиваются туристическим бизнесом – просто пускают группы туристов в фамильные замки.

Европейцы, обладающие состояниями, стараются вести скромный образ жизни. Выставлять на показ свое богатство в Европе сегодня не принято. Поэтому европейцев так удивляет одиозное поведение российских олигархов, прожигающих сотни тысяч евро в день на модных горнолыжных курортах. Они не понимают, как можно так бездарно тратить состояние, нажитое праведным путем. Впрочем, не будем ударяться в риторику.

Расходы

Европейцы как правило щепетильны в тратах и расходах. Особенно тщательным планированием семейного бюджета отличаются жители Германии. Впрочем, в затылок немцам дышат французы: во Франции не принято встречать гостей пышным застольем, вино и легкое угощения гость должен принести с собой.

Крупные покупки в Европе принято приобретать в кредит, даже если семья располагает нужной суммой наличных. Европейцы стараются найти беспроцентный вариант, или кредит с наименьшими процентами. Тогда вложенные в банк личные средства, которые не потрачены на данную покупку, будут приносить проценты по вкладу, и покроют расходы на обслуживание кредита.

Экономить на питании европейцы, в принципе, не любят. Покупается всегда все самое качественное и свежее. Однако излишества не очень приняты – хозяйка всегда покупает и готовит столько, сколько съест семья, и ни граммом больше. В любом европейском супермаркете принято фасовать мясо и по 100, и по 50 граммов с тем, чтобы можно было купить столько, сколько нужно на ужин одному человеку. Также можно купить одно яблоко или 1/8 часть небольшого арбуза. Собственно, это не является некоей особой экономией, а всего лишь принцип разумной достаточности – ведь в магазинах всегда есть свежие продукты, и запасаться впрок нет никакой практической необходимости.

В каждом районе среднего европейского города есть свои булочная и мясная лавка, овощной и бакалейный магазины, минимаркет, пиццерия, табачный магазин. Часто владельцы таких лавок знают своих клиентов не один десяток лет, поэтому обслуживают в кредит, просто записывая покупки в специальную тетрадь. Раз в месяц, обычно в день зарплаты, покупатели приносят в магазин сумму, которую должны, и открывают новый кредит. Достаточно прожить в районе пару месяцев, чтобы получить возможность покупать товары под запись. Но в случае несвоевременного погашения такого кредита никто и никогда более вам его не предоставит.

Бедные европейцы, конечно же, живут значительно скромнее. Продукты закупаются в тех же супермаркетах, но бедные предпочитают еду дешевую и калорийную. Поэтому среди бедных слоев европейцев так много тучных людей. Покупать одежду беднейшие жители ЕС предпочитают в китайских и арабских магазинах. Соответственно, бедняка на улице можно отличить по одутловатости и мешковатой дешевой одежде.

Зажиточные жители Европы, элита, тратят деньги по-разному. Несмотря на то, что позволить себе они могут почти все, что угодно, счет деньгам все-таки ведется. Если в отеле очень богатому европейцу предложат два номера на выбор – за 800 евро и более скромные апартаменты за 600, можете не сомневаться, что он сделает выбор в пользу низкой цены.

Отдых и развлечения

Средний европеец скорее расчетлив, чем скуп. Поэтому летний семейный отдых популярен, но люди среднего и низкого достатка предпочитают менее дорогие курорты Турции и Болгарии, чем престижные, но не дешевые Канары или Лазурный берег Франции. Часто едут в кемпинги, в пансионаты или частные небольшие гостиницы, с детьми и домашними животными. В период летних отпусков европейские города стремительно пустеют, а многие частные офисы закрываются на несколько недель.

Выходные европейцы предпочитают проводить дома или на природе, если позволяет время года и погодные условия. Обычно выезжают недалеко загород или, при наличии условий, отдыхают в пределах городской черты – например, многие парижане предпочитают загорать на оборудованных пляжах на берегах Сены, а лондонцы проводят воскресенье в шезлонгах на Темзе.

Излюбленный активный отдых европейцев – рыбалка и спорт. Горные велосипеды и спиннинги – самый востребованный товар в европейских спортивных магазинах.

В большинстве случаев европейские рыболовы-любители возвращаются домой без трофеев: пойманную рыбу принято отпускать обратно в водоем.

Семья и дети

Семейные традиции и ценности – предмет особой гордости большинства европейцев. Старушка Европа так и осталась патриархальной, хотя и считается оплотом западного образа жизни. Удивительно, но в европейских семьях непостижимым образом мирно уживаются современные взгляды на жизнь и признаки католического пуританства. Молодежь с возрастом из бунтарей превращается в приверженцев тихой сытой жизни.

Европейская семья, как правило, не многодетна. Двое детей – норма, четверо – исключение. Дети воспитываются в спокойной терпимости, без излишних строгостей. Впрочем, особых вольностей средняя европейская семья также детям не позволяет.

Цель родителей – дать детям максимально качественное образование, поэтому учебе уделяется особое внимание, и денег на дополнительные занятия, учебники и компьютеры европейцы не жалеют. Родители прекрасно понимают, что чем лучше будут образованы их чада, тем легче придется им в жизни.

Криминал

Конечно же, в Европе, как и везде в мире, криминал присутствует. Хотя типичный европеец – человек честный и скромный, разного рода жуликов, аферистов и грабителей в странах ЕС немало.

Организованная преступность представлена в основном этническими группировками. Самые крупные из них – албанцы, русские, югославы, румыны, цыгане, арабы, пакистанцы. Знаменитая Коза Ностра, итальянская мафия, тоже никуда не делась. Но крестные отцы нынче ведут крупные дела, занимаясь больше бизнесом, чем рэкетом.

Во многих европейских городах процветают уличные воришки. Вырвать сумочку или камеру у зазевавшегося туриста, отобрать деньги у пьяного, порезать карман в переполненном транспорте – все это есть, было и будет в Европе.

Однако в каждом городе существуют районы более спокойные, менее спокойные, и совсем уж плохие районы, которые без острой нужды лучше обходить стороной. В основном в таких неблагополучных районах компактно проживают выходцы из стран Северной Африки, и Азии, Албании.

Недвижимость

В среднем по ЕС трехкомнатная квартира стоит около 200 тысяч евро. Однако, данные эти очень усреднены. Купить нормальную квартиру в Париже, Мадриде или Риме за такие деньги, скорее всего, не удастся. Однако за вдвое меньшую сумму можно приобрести приличные апартаменты в тихом, не очень престижном, но и не совсем забитом пригороде, в двух или трех часах езды от центра города. Многие европейские пенсионеры перебираются в пригороды, как только отпадает необходимость ходить на работу, а разницу в цене используют для увеличения пенсионных накоплений.

Купить дом в европейской деревне не так просто. Во-первых, сельские жители очень неохотно продают дома. В во-вторых, во многих поселениях существует негласный запрет на продажу недвижимости посторонним. Решив купить домик в таком поселении, следует быть готовым к знакомству с представителями местной общины, длительному ожиданию, колебаниям.

В большинстве случаев деревенское жилье в Европе отличается от городской квартиры более, чем, скажем, в США. В Штатах владельцы частных домов обычно не склонны к ведению приусадебного хозяйства, чего о европейцах не скажешь. Владея даже крошечным земельным наделом, европейская старушка тотчас же посеет овощи, зеленый лук, фасоль, будет тщательно ухаживать за огородом, собирать урожай.

В общем и целом, европейская недвижимость – разная. Как и люди, населяющие Европу. Цена недвижимости напрямую зависит от страны, города и района, где расположен дом или квартира – чем престижнее место и чем больше в радиусе часа езды работы, тем выше цена.

В общем и целом, Европа стабильна и зажиточна, спокойна и выдержана. Неплохое место для жизни, особенно если вы – приверженец тихого, безопасного существования и семейных ценностей. Здесь есть все условия и для учебы, и для работы, и здесь многие находят то, чего нет в стране происхождения – стабильность и сытую жизнь. Добиваются успеха, разумеется, не все. Но процент людей, ставших европейцами, достаточно высок.

Также рекомендуется к прочтению:
замуж за немца --|-- замуж за итальянца --|-- замуж за шведа


Современные люди так быстро привыкли к различным благам цивилизации, что сейчас трудно себе представить, как раньше без них обходились. О том, какие проблемы со здоровьем и гигиеной возникали у людей эпохи Средневековья, широко известно. Но самое удивительное то, что эти проблемы оставались актуальными для женщин Европы вплоть до середины XIX века! Всего полтора столетия назад менструация считалась болезнью, во время которой противопоказана умственная деятельность, побороть запах пота было сложной проблемой, а частое мытье половых органов называли причиной бесплодия у женщин.



Критические дни в ту пору и правда были очень критическими. Никаких средств личной гигиены еще не существовало – пользовались кусками ткани, многократного использования. В Англии в викторианскую эпоху считалось, что состояние женщины в этот период ухудшает умственная деятельность, поэтому чтение возбранялось. А американский ученый Эдвард Кларк вообще утверждал, что высшее образование подрывает репродуктивные способности женщин.



Мылись в те времена крайне редко и неохотно. Большинство людей полагало, что горячая вода способствует проникновению инфекций в тело. Немецкому врачу, автору книги «Новое естественное лечение» Фридриху Бильцу в конце XIX в. приходилось уговаривать людей: «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть».



Чуть лучше обстояло дело с гигиеной полости рта. Зубную пасту стали выпускать итальянские производители в 1700 г., но пользовались ей единицы. Производство зубных щеток началось еще в 1780 г. Англичанин Уильям Аддис во время отбывания тюремного заключения придумал просверлить в кусочке кости отверстия и пропустить через них пучки щетины, закрепив их клеем. Оказавшись на свободе, он занялся производством зубных щеток в промышленных масштабах.



Первую настоящую туалетную бумагу стали производить в Англии только в 1880-х гг. Первый серийный выпуск рулонной туалетной бумаги начался в 1890 году в США. До этих пор в качестве туалетной бумаги использовали подручные средства, в основном газеты. В связи с этим шутили, что Иоганн Гуттенберг был официальным изобретателем печатного станка и неофициальным изобретателем туалетной бумаги.



Прорыв в области личной гигиены произошел в середине XIX в., когда в медицине появилось мнение о взаимосвязи бактерий с инфекционными заболеваниями. Количество бактерий на теле после мытья значительно уменьшалось. Первыми в поддержании чистоты тела добились успехов англичанки: они стали принимать ванну ежедневно с использованием мыла. Но вплоть до начала ХХ в. считалось, что частое мытье половых органов у женщин может привести к бесплодию.





Первый дезодорант появился в 1888 г., до этого борьба с проблемой запаха пота была очень неэффективной. Духи перебивали неприятный запах, но не устраняли его. Первый антиперспирант, который сокращал протоки потовых желез, ликвидируя запах, появился только в 1903 г.



Вплоть до 1920-х гг. удаление волос с тела среди женщин не практиковалось. Волосы мыли с помощью обычного мыла или изготовленного в домашних условиях очищающего средства. Шампунь был изобретен только в конце XIX в. Частой проблемой был педикулез, а боролись со вшами очень радикальными методами – их выводили ртутью, которая на тот момент считалась лекарством от многих болезней.



Во времена Средневековья следить за собой было еще более сложной задачей:



Состоятельные европейцы стали теми общественными слоями, благодаря которым в XVI - первой половине XVII в. воцарилось царство моды. С каждым годом неистовство моды все больше охватывало жизнь знати. Венецианский посол при дворе французского короля Генриха IV сообщал, что "человека... не считают состоятельным, если у него нет туалетов разного фасона и если он не сменяет их ежедневно ". Так в Европе устанавливалось царство моды, основным правилом которого было иметь возможность менять гардероб в соответствии с конкретным обстоятельством. Окончательно это правило установилось в Европе в конце XVII в. С тех пор мода распространялась в мире в своем новом значении: не отставать от современности.


В Европе ежегодно менялись фасоны одежды: штаны и плащи становились то длинными, то короткими; рукава узкими или широкими; воротники то напоминали жернова мельниц, то превращались в едва заметную полоску. Изменения в моде были свидетельством того, кто на тот момент был популярным в Европе, законодателем моды становился тот, кем больше увлекались европейцы.


В конце XV - начале XVI в. законодателями мод в Европе были итальянцы. Пышный костюм эпохи итальянского Возрождения с широкими рукавами, золотым и серебряным шитьем из парчи,шелка и бархата был примером для значительной части европейских стран. В XVI в. в высших слоях общества приобрел популярность строгий, застегнутый до вверх черный костюм, введенный испанцами. Он словно символизировал преимущества "всемирной" империи католического короля. В начале XVII в. распространился голландский стиль - воротник из кружева и обязательно шляпа с высокой тульей. Он олицетворял экономический рост нового европейского государства - Голландии. Однако и этот стиль не удержался долго. Его заменил французский костюм с ярким шелком и свободным кроем.









Европейская кухня XVI-XVII вв. Человек XVI - первой половины XVII в. еще не совсем освободился от психологического страха голода, который преследовал европейцев в течение средневековья. Однако впоследствии жизнь стала легче, а трапеза богатого и простолюдина - вкуснее.


Торжественный обед у зажиточного европейца произвел бы большое впечатление на нашего современника. Столы располагались в виде буквы "П". Во главе стола садились хозяин и самые уважаемые гости. На покрытых вышитыми скатертями столах находились золотые и серебряные солонки, Соусницы. Каждый гость имел свои тарелку, ложку и нож. Привычной для нас вилкой европейцы не пользовались. Большую двузубую вилку использовали только для того, чтобы взять мясо из общего блюда, а дальше его ели руками. Лишь в середине XVIII ст. вилка стала предметом всеобщего употребления.


Прежде на столе привлекало внимание огромное количество мяса. Во время обеда на стол подавали 10 видов блюд, приготовленных из мяса. Все блюда готовились с большим количеством восточных пряностей, которые стали доступными европейцам. Лишь в конце XVII в. захват пряностями пошел на спад. По прежнему привычным напитком европейцев оставалось виноградное вино. Однако с XVI в. в Европе начало приобретать популярность употребление горящих вин "- крепких спиртных напитков. На десерт подавались сваренные в сахаре фрукты или орехи. В XVI - первой половине XVII в. европейцы стали потреблять много сахара благодаря его поступлению из колоний в Новом Свете. Для бедных людей сахар стал лакомством, а для зажиточных - привычным продуктом.


Видное место в рационе европейцев занимали 150 дней религиозных постов, рыба становилась главной пищей человека. Крестьяне и бедные мещане питались гораздо скромнее, чем знать, однако и их меню стало гораздо разнообразнее. Во время обеда на их столе были каша, сыр, яйца, хлеб, масло и животное масло, а в праздники появлялись окорока и колбасы. Добрым приложением к столу были овощи со своего огорода или базара, а также ягоды, орехи и фрукты.


ЖИЛЬЁ Течение XVI - Первой половины XVII ст. внутренний и внешний вид домов крестьян и мещан европейских стран изменился. В XVI ст. большинство крестьян европейских стран строила свои дома на юге Европы из камня, на севере - из дерева. Крышу дома делали из соломы или камыша. Внутри дома отдельных комнат обычно не было - все члены семьи жили в совместном помещении. Для отопления помещения и приготовления пищи использовали костер. Мебели в крестьянской доме было мало: простой стол, скамьи, ящик для вещей, один-два табурета и сеновал вместо кровати. Пищу готовили в котле, висевший над очагом, а ели преимущественно из общей посуды, потому мисок и кружек на всех не хватало. Крестьянские жилища протяжении длительного времени не менялись, оставаясь такими, как в прошлом.


А вот жилье мещан в то время изменилось. В городах появляется все больше каменных домов. В Италии, Испании и Южной Франции из камня строили жилье и в средние века. С XVI ст. в камень одеваются Париж и Лондон. Внешний вид дома стал убедительным свидетельством состоятельности его обладателя. Простые мещане окна своих домов затягивали пергаментом или промасленной бумагой, а состоятельные вставляли в окна стекло и даже делали витражи. Полы в домах состоятельные горожане покрывали каменной или керамической плиткой, а самые богатые заказывали мастерам пол из паркета, изложенного орнаментом. Простые горожане ограничивались деревянным полом. Крыши своих домов городская знать начала с XVII ст. укрывать ценной черепицей.


Привычные для нас бумажные обои появились в Европе именно в XVII ст. Сначала они украшали дома простых горожан, которые были не в состоянии обить стены своих жилищ драгоценными тканями или укрыть деревянными резными панелями, а впоследствии приобрели популярность и среди знати. В домах зажиточных мещан появились гостиные, где хозяин принимал гостей, спальни, столовая, рабочая комната хозяина и отдельные комнаты для слуг. Если дом принадлежал ремесленнику или купцу, то на первом этаже находилась лавка, где продавали товары, либо торговая контора.




ГОРОДА Большинство населения Европы в то время составляли крестьяне. Горожане составляли 10-20% населения. Большинство городов сохраняла средневековый вид. Они были небольшими, с 3-5 тыс. жителей, отделенными от окружающего мира старинными стенами, с узкими улочками, на которых даже летом не высыхала грязь и паслись свиньи. Однако существовали и города-великаны. Крупнейшим городом Европы оставался Париж с населением 300 тыс. душ. Неаполь,Лондон и Амстердам,Венеция и Антверпен,Рим, Милан, Генуя, Брюгге, Прага – эти города-великаны требовали ежедневного поставки продуктов, угля, предметов первой необходимости.


Крупные города были не только потребителями продуктов, но и центрами притяжения для тех, кто не боялся оставить привычную сельскую жизнь в поисках лучшей доли. Именно сюда шли те, кто чувствовал в себе силы и желание получить образование, научиться ремеслу, или те, кого гнали из деревни тупик и угроза голодной смерти. Не все, конечно достигали желаемого. Многие навсегда оставались в лачугах пригородов.

СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. В раннем средневековье парная семья – родители с детьми – как самостоятельная обычно не воспринималась и включалась в более широкий круг родственников и всех, живших под одной крышей, в том числе и слуг.

С IХ в. для благословения новобрачных начинают привлекаться священники. В ХI в., не без церковного влияния, в качестве основной ячейки начинает восприниматься малая парная семья. С этого времени влияние церкви на семью усиливается, венчание в храме превращается в основной обряд ее создания, хотя обязательным оно стало только в ХIII в. Но и позднее сохранялось не освященное церковью сожительство, особенно в крестьянской среде, хотя дети от таких связей часто считались незаконнорожденными.

Чувства не были основой семьи, а ее дополнением. Суть брака церковь видела только в продолжении рода человеческого. Страсть осуждалась, ибо уводила от любви к Богу. Поэтому пылкое отношение мужа к своей жене квалифицировалось как грех, вид разврата.

В брак вступали рано. Согласно церковным правилам, жених должен был достигать 14 лет, невеста - 12. Выбор супругов, особенно таких малолетних, осуществляли родители исходя из экономических или престижных соображений.

Женщина в семье, как и в обществе, занимала приниженное положение, что во многом опиралось на церковное представление о ней как приманке сатаны, орудии соблазна и грехопадения, пришедшее из монастырей. Как самостоятельные личности женщины в средние века не воспринимались, в том числе и большинством их самих. Участие женщин в общественной жизни допускалось только через монашество. Аристократки в качестве настоятельниц могли добывать и реализовывать права на власть. Показательно, что адюльтер жены почти всегда считался поводом к разводу, а измена мужа – нет.

С другой стороны, развитие городской экономики позволило, в ряде случаев, повысить статус женщин. Постепенно в городах складывается набор женских профессий и занятий: ткачество, прядение, выпечка хлеба, пивоварение, управление трактирами. Однако дискуссия о грамоте для женщин продолжалась до конца средневековья (дома читать должны были мужчины).

Развитие семьи в средние века получило своеобразное отражение в изменениях оформления погребений . С V-VI вв. семья и дети исчезают с надгробий, как, впрочем, и сами надгмогильные изображения. Вновь надгробия появляются в ХI-ХII вв., но муж и жена захораниваются раздельно, дети вообще не изображаются. Совместные захоронения супругов отмечены с ХIV в. Тогда же появляются изображения детей, но без указания возраста и слов скорби. В ХVI в. появляются надписи о горе родителей, а изображения конкретного ребенка – лишь в ХVII в.

В условиях, когда чуть ли не большинство детей умирало в младенчестве, а почти половина женщин – при родах, когда эпидемии уничтожали всех подряд, когда редкая рана заживала и когда не зарубцовывался почти не один шрам, когда и сама жизнь, и церковь приучали постоянно думать о смерти, мысли о ней были будничными, привычными. До ХIII в. вообще считалось, что до второго пришествия Христа и Страшного Суда люди не умирают, а впадают в сон. Лишь с усложнением жизни, прежде всего, в городах, уже с ХII в. появляется страх перед смертью. А с ХIII в. представление о сне до Страшного Суда сменяется понятием Чистилища, в котором после смерти определяется, где пребывать душе, в раю или аду.

О развитии семьи свидетельствует история имен . Христианство ограничило выбор имен святцами (церковным календарем с именами святых, которые почитались церковью в тот или иной день). Имен в итоге стало меньше. Причем быстрее к этой традиции приобщалась знать, что выделяло ее среди остального населения. Но быстро появилось много одинаковых имен, что привело к возникновению фамилий, которые в Западной Европе произошли в ХII в. от прозвищ.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ. В средневековой Европе применялся солнечный календарь, возникший у древних земледельческих народов из потребности определять по солнцу начало полевых работ. В средние века европейцы использовали юлианский календарь . Но он был не совсем точным. Принятая в нем продолжительность среднего солнечного года превосходила истинную настолько, что за 128 лет накапливалась ошибка в 1 день. В результате сроки действительного весеннего равноденствия перестали совпадать с календарными. Это имело принципиальное значение для Пасхальных расчетов. Ошибку обнаружили в средние века, но лишь в ХVI в., когда ошибка составила уже 10 дней, при папе Григории ХIII создали комиссию по реформе календаря. В итоге появился новый, григорианский календарь , в котором ошибка в 1 день набегает за 3280 лет. Декретом папы вслед за 6 октября 1582 г. должно было следовать 15 октября. Но переход на новый календарь из-за рассмотренной консервативности людей затянулся даже в Западной Европе и на ХVII в.

На средние века приходится установление еще одного временнóго признака – христианской эры . Она была введена в 525 г. римским монахом Дионисием Малым, высчитавшим дату рождения Христа (753 г. от основания Рима). В документах понятие "христианская эра" стало употребляться с VII в. Но лишь с ХV в. все папские документы получили дату от Рождества Христова, а всеобщим это летосчисление стало только в ХVIII в.

Семидневная неделя в средние века была заимствована также от древних, от римлян, в средневековую Европу пришли и названия дней недели. Первое время христиане, как и иудеи, праздновали субботу как день, посвященный Богу. Но во II в. день отдыха был перенесен на день Солнца, а император Константин узаконил этот праздник. Каролинги сделали эту традицию обязательной по всей империи, объявив воскресенье днем отдыха и молитв.

Средневековый человек вообще был почти безразличен ко времени, что вызывалось общей рутиной жизни, ее однообразием, связью человека с природным ритмом. Время не ощущалось, его не берегли, хотя жили не долго, в среднем, до 30-35 лет. Считалось, что время – собственность Бога, человек над временем не властен.

Однако, при неторопливости, медлительности общества в целом, при медленном течении жизни, зависимой от природных циклов, люди быстро взрослели и быстро реализовывали свои способности: малая продолжительность жизни как бы спрессовывала время и к 25-30 годам люди много успевали. Особенно это относится к верхам общества: молодые короли, герцоги, епископы и т.д. Старость начиналась с современного зрелого возраста. Средневековым же миром правили молодые. Но церковное представление – все смертны – вело к недостатку жажды жизни.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ. Оно было таким же неторопливым, как и течение времени. За сутки обычно покрывали лишь несколько десятков километров. Столь неторопливо путешествовали не только из-за того, что не знали цену времени. В основном передвигались пешком, ибо на лошади было дорого. Часто аристократов, едущих верхом, сопровождали пешие слуги, т.е. преимущества в скорости у всадника не было. Но путешествие на лошади было комфортнее и отражало определенное социальное положение путника. Т.е. средняя скорость передвижения в средние века определялась скоростью пешехода и редко превышала 30 км.

В очень плохом состоянии были дороги. Прежде всего, они были узкими, более напоминая тропы. Зимой и в дожди они становились непроезжими. Лучше были дороги во Франции, благодаря введению королями и монастырями дорожной повинности. Мостов было мало, и отличались они непрочностью. Каменные мосты начали строить в ХIII в. Более удобными для передвижения были реки – "божьи дороги", как их тогда называли.

Вообще, средневековые дороги нельзя рассматривать с современной точки зрения. У них тогда были иные функции, ибо большинство людей передвигались пешком или верхом, что не требовало больших затрат на их твердое покрытие. Удобство при ходьбе и хороший обзор – вот все, что от них требовалось.

Мешала передвижению обстановка феодального произвола: таможенные пошлины, обязательные маршруты для купцов, которые определяли феодалы в своих владениях (путь нередко специально удлиняли для взимания дополнительных пошлин), плата за обязательный конвой, который должны были предоставлять феодалы. Хотя чаще они брали деньги за охрану и выдавали соответствующую грамоту. Но было бы неверно делать вывод о том, что дороги были почти всегда пустынными. Ездили много. Отсутствие надежной связи требовало личных контактов: буквально не слезали с седла многие короли. Часты были переезды феодалов из поместья в поместье: и для контроля, и для проедания запасов – легче было приезжать самими, чем перевозить продукты. Ездили купцы-коробейники из-за недостатка покупателей.

СВЯЗЬ. Описанное состояние путей сообщений приводило к тому, что на доставку писем уходили месяцы. Препятствием в развитии почтовой связи была и всеобщая неграмотность.

В ХII в. переписка становится более интенсивной, причем писали, в основном, любовные и религиозные письма. С ХIII в. распространилась и деловая переписка. Но надо заметить, что даже образованные люди чаще диктовали свои письма, ибо письмо было сложным и трудоемким делом. Почтовая служба была учреждена лишь в 1490 г. императором Фридрихом III Габсбургом.

ГИГИЕНА средневекового населения находилась на весьма низком уровне. Почти невозможно было стирать из-за отсутствия мыла, позднее – из-за его дороговизны. Большинство европейских народов не знали полотенец, носовых платков; до ХIII-ХIV вв. отсутствовало и нижнее белье. Посуда была общая, пили из общих кубков, пищу брали руками доставая ее из общего горшка.

Во многих городах по улицам бродили свиньи, валялись дохлые кошки, собаки. Даже в позднем средневековье почти не было водопроводов – вода часто была непригодной для питья. Там же, где все же были резервуары для воды, также часто плавали трупы кошек и крыс. Нечистоты из выгребных ям нередко попадали в соседние колодцы. Кладбища обычно находились около церквей, а так как церкви располагались, как правило, в центрах поселений, продукты разложения отравляли воздух и, особенно, землю с грунтовыми водами. Помои обычно выливали на улицу. Даже в ХVIII в. во Франции ночные горшки выливали за окна.

Но постепенно, особенно с развитием городов, начали приниматься меры по улучшению санитарного состояния. С ХII в. в Италии издаются эдикты о благоустройстве городов, и вводится контроль за продаваемыми продуктами. Тогда же в Англии и Германии появляются государственные врачи, базарные смотрители. Но возрождение гигиены (до античного уровня) началось в ХVI-ХVII вв., когда появились эпидемиологи.

ПИТАНИЕ тоже влияло на состояние здоровья. Средневековая пища была однообразной, лишь знать и богатые горожане могли разнообразить свое меню. Остальные испытывали, прежде всего, недостаток белков (мясо ели редко, обычно по праздникам). Почти не было сахара. Тростниковый сахар от арабов узнали с Х в. в Италии, но из-за дороговизны его использовали лишь аристократы, а остальные – как лекарство. Основной сладостью был мед. Мало использовали и растительное масло, распространенное только в Средиземноморье.

Недостаточную питательность компенсировали количеством. Особенно много ели хлеба. Овощей потребляли мало, что вело к нехватке витаминов. Употребление овощей и мяса увеличилось с ХIV в., что, кстати, вызвало рост спроса на соль, необходимую для хранения мяса и рыбы. Соль становится одним из основных продуктов торговли, в том числе и международной. С ХIV в. также вместо топленного свиного сала распространилось сливочное масло, что способствовало развитию молочного животноводства в странах побережья Северного моря. Тогда же стали разводить пресноводную рыбу в прудах, что обеспечивалось устойчивым спросом на скоромную рыбу по пятницам и в период поста. К этому времени христиане уже научились как-то сочетать верность вере и уже сложившиеся привычки к удобствам и комфорту.

Но пище не хватало остроты: недостаток пряностей заменяли соусами из чеснока и лука, уксусом и горчицей. Мясо обычно подавали в виде тушенки с приправами из кореньев, бобов, трав. Для лучшего усвоения обильную жирную пищу запивали большим количеством воды. Пили много, по полтора литра вина или пива на человека в день.

Вилок не было в ХIV в. они еще считали разнузданной роскошью. Ложками тоже пользовались мало. Наиболее популярными были ножи и собственные пальцы. Руки даже в знатных домах обычно вытирали о скатерть.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ в средневековую эпоху была развита слабо. Не только в сельской местности, но и во многих городах не было врачей. Редкие больницы, в которых нередко лежало по несколько больных на одной койке, обслуживались монахами и монахинями, не имевшими специальной медицинской подготовки.

Но все же медицина развивалась. С конца ХII в. появились частные больницы. Тогда же в городах стали основывать и больницы для "своих" бедных (то есть только для законных жителей данного города). С ХIV в. отмечены коммунальные больницы, но только для бюргеров, плативших специальный взнос. Иногда такие больницы владели землями и деревнями.

Научные исследования были развиты слабо. Латеранский собор 1139 г. запретил монастырским врачам делать операции, а в 1163 г. появился церковный рескрипт о запрете преподавания хирургии из-за ее вмешательства в Божьи тайны. Эти запреты способствовали появлению светских врачей.

В деле организации гражданской медицины много сделал император Фридрих II Штауфен Он поддержал Салернскую школу врачей (в Сицилии), дал ей Конституцию (Устав), согласно которой медицинское образование состояло из предварительного трехлетнего обучения общим наукам, затем пятилетнего изучения медицины по Гиппократу, и Галену и года работы под руководством опытного врача. В особом списке в Салерно регистрировались аптеки; частным лицам запрещалось изготавливать лекарства, любовные напитки и яды.

ДОСУГ, ЗРЕЛИЩА. Основным видом средневековых развлечений в Западной Европе были танцы , распространенные во всех слоях общества и связанные со светской инструментальной музыкой. С неистовыми, зажигательными плясками танцовщиц резко контрастировали танцы в высших слоях общества. Хотя в них, в основном, были те же элементы, но исполнялись они сдержаннее, в соответствии с этикетом. Отношение к танцам в обществе было различным. Моралисты не отличали танцовщиц от любострастных куртизанок: женщина, пустившаяся в пляс – заведомая бесстыдница. Сохранились многочисленные изображения, на которых танцующие женщины символизировали различные пороки и даже сопровождали грешников в ад. Непокрытые распущенные волосы и искусные прически клирики сравнивали с языками адского пламени и считали одним из средств дьявольского соблазна.

Но не только танцами славились жонглеры. Артисты были исполнителями, а часто и авторами всевозможных пародий: и на разные стороны тогдашней жизни, и на людей, как по их социальным группам (дворяне, клирики и т.д.), так и персонально. К тому же в условиях средневековой корпоративности бродячий образ жизни вызывал подозрение сам по себе. Тем более, что такое положение артистов исключало повседневный контроль за ними, что тоже противоречило тогдашним нормам жизни.

Среди развлечений видное место занимали игры . В ХIII в. в Париже и Новгороде была известна игра, похожая на хоккей – шар гоняли подобием клюшки. С того же времени известны санки с полозьями из лошадинных челюстей. Из них же – коньки, у которых с ХIII в. появились и металлические полозья. С ХIII/ХIV в. во Франции начали играть в кегли. Тогда появилась и игра в волан – с помощью дощечек перебрасывали шар с перьями. С ХIV в. в английской деревне появился футбол. С древности распространилась игра в кости. Ее популярность – в зависимости от случая, что вполне соответствовало средневековому миропониманию. Более изысканными стали появившиеся в ХV в. карты, в которых сохранился тот же принцип игры случая. Распространившиеся в ХI-ХIII вв. шахматы были игрой благородных.

Вообще-то, в средние века был дефицит развлечений. Низкий уровень образованности требовал развлечений простых, прежде всего – зрелищ , жажда которых – одна из важнейших потребностей средневекового человека. Жажда зрелищ делала популярными и публичные казни. Но интерес, порой нездоровый, к казням вызывался и общей грубостью нравов, меньшей, чем теперь, чувствительностью, что определялось более суровым бытом: холодом в жилищах, темными из-за слабого освещения ночами, повсеместной охотой не только забавы ради или добычи пищи, но и для защиты от хищников.

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ. В раннем средневековье основным был труд земледельца. Но и он считался низким, занятием зависимых людей, сервов. Большинство ремесел в раннее средневековье считались "низкими". Вообще, докапиталистическим обществам было чуждо стремление к ежедневному труду, разве что для добычи хлеба насущного. Но не для накопления состояния. Для этого привычны были иные пути: придворная или военная служба, наследство, ростовщичество, алхимия. Поэтому купцов не любили: крестьяне не доверяли, знать завидовала.

Перелом в отношении к труду начался на грани Х/ХI вв., что было связано с подъемом городов и развитием самостоятельного ремесла. С появлением новых профессий постепенно сокращается число неугодных занятий – учитывалась их польза. Постепенно повышался престиж труда. И если раньше церковь рассматривала труд как покаяние за прегрешения, теперь складывается церковная концепция труда как средства самообеспечения и активного спасения души. Особенность городской ментальности – стало нестыдно богатеть. Богатый горожанин (мастер, купец) уже не принижен, как раньше. Он "делает себя сам", это способствовал преодолению в Европе традиционализма и архаики.

РОЛЬ И МЕСТО РЕЛИГИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. В Х-ХI вв. возрастает влияние монастырей на общество, но усилился и процесс обмирщения духовенства, ибо высший клир рекрутировался из феодальной среды, низший – из крестьян. С Х в. в Западной Европе распространилось трехчленное деление общества на "тех, кто молится, тех, кто воюет и тех, кто трудится". Духовенство в этой системе оказалось на первом месте.

Еще и в ХIII в. из-за неспособности к абстрактному мышлению, порожденной малограмотностью, миряне более усваивали эмоциональную сторону христианства. Религия оставалась для них на уровне ритуалов и жестов, видений и веры в чудеса. Восприятию теологических основ христианства мешала латынь. Церковь стремилась поддерживать и укреплять религиозность масс, большое внимание уделяла покаянию, которому регулярно должны были подвергаться все верующие. Для оценки их служили особые покаянные книги. В них были собраны типичные грехи и давались рекомендации священникам о наказаниях, которые надо было налагать за те или иные прегрешения.

ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ. В средние века слово закон употреблялось редко, чаще – право , права , правосудие . Часты были в юридических документах ссылки на обычай . Особенно ценились древние обычаи. Среди форм доказательств в раннем средневековье были распространены ордалии – судебные испытания, в ходе которых обвиняемый должен был доказывать свою невиновность в ходе ритуала – "Божьего суда", сохранявшегося до ХIII в.

С заменой судебных испытаний практикой дознания распространились пытки . С ХIII в. считалось, что у преступника слабая душа. Она не справится с телом. Поэтому надо мучить тело, чтобы выбить правду.

Среди наказаний – денежные штрафы (даже за убийства), позорные и телесные наказания, содержание в тюрьме на хлебе и воде (при отсутствии у осужденного денег). К распространенным наказаниям относилась и смертная казнь . Проводилась казнь по строгому ритуалу, который демонстрировал торжество закона. В ХIV-ХV вв. постепенно стала создаваться система уголовного сыска , что означало переход пресечения преступления от населения к государству.

С ХII в. распространяются идеи естественного права, источник которого – природа (наряду с Богом). Так начался отрыв правового сознания и от религии. В западноевропейское общество проникает представление о равенстве всех перед законом и естественным правом, которое может противостоять и собственному, личному праву: появляется осознание, чтобы другие признали твое право – нужен договор. К ХIV в. уже признается, что каждый должен иметь свое право , которое общепризнано. Отсюда, в сочетании с религиозными представлениями о нравственности, рождаются представления об общем порядке.

В ХIV в. происходит и полное возвращение к римскому праву. Понятие естественного права размежевало его с моралью, ибо в человеческой природе есть и пороки, большинство людей недостаточно добродетельны. Из-за испорченности они не могут жить по Божьему праву. Нравственная жизнь требует от них усилий. Поэтому для людей нужны гражданские (а не Божьи) законы. Отсюда и повышение в ХIV-ХV вв. роли судопроизводства и юристов.

С ХIV в. распространяется идея суверенности королевской власти – право издавать законы. Оскорбление короля считается государственным преступлением. Но это усилило зависимость подданных от королей. Для общественной пользы короли получают и права конфискации. То есть короли превращаются в носителей общего права. Новая монархическая доктрина ограничивала и частное право. Но идея народного суверенитета, хотя и ослабла, не умерла, сохранившись в городском самоуправлении. Возродилась и победила она в ходе буржуазных революций.