Ваша стройка

Занятие геометрической резьбой по дереву, эскизы и альбом. Геометрическая резьба Как разметить рисунок для геометрической резьбы

Едва научившись держать в руках предметы, у маленького человечка проявляется тяга к творчеству. Со временем перед ним откроется возможность попробовать себя в различных видах мастерства: рукоделие, лепка, оригами, резьба по дереву, рисование. Конечно, для этого пригодятся определенные навыки, которые ребенок получил в раннем детстве. Порой простое увлечение постепенно переходит в хобби, а затем, стает делом всей жизни. Так много столетий назад на Руси одним из главных видов творчества была резьба по дереву. И в XXI веке она по-прежнему вызывает у людей неподдельный интерес.

Популярные виды замысловатого искусства

На протяжении долгого времени люди украшали свои жилища деревянными предметами из резьбы. Разного рода картины, кухонная утварь, предметы культа, детские игрушки считались ценными вещами для любой семьи. Возможно, поэтому и появились различные виды резьбы по дереву. Наиболее популярными считаются такие варианты:

  • геометрическая;
  • плосковыемчатая;
  • прорезная;
  • скульптурная;
  • рельефная;
  • ажурная;
  • накладная.

К счастью список на этом не заканчивается, ведь этот вид творчества распространен по всей нашей необъятной стране. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Геометрическая резьба по дереву предусматривает использование в работе различных фигур. Это треугольники, окружности, квадраты и многогранники. Она применяется для изготовления элементов мебели, домашней утвари, а также настенных поделок. Древнейшим видом такой резьбы является трехгранно-выемчатая резьба. Это один из самых простых методов, поскольку выполняется лишь одним инструментом – ножом косяком. Для такой резьбы по дереву потребуются простой набор предметов:

  • липовая доска;
  • специальный нож-косяк;
  • линейка;
  • карандаш.

Сначала на доску наносят эскизы из геометрических фигур либо готовый орнамент. Начинающим дилетантам лучше не использовать сложные рисунки, чтобы работа получилась безупречной. Для первых работ подойдет материал из лиственных деревьев, поскольку на нем удобней проводить ровные линии острым ножом.

Деревянная поверхность должна быть максимально гладкой. Это достигается путем строгания доски. При этом ее не нужно шлифовать наждачной бумагой. Иначе резьба не получится четкой и аккуратной, а инструмент быстро затупится.

Плосковыямчатый метод применяется для вырезания на плоскости углублений различной величины и формы. Это могут быть овальные контуры и всевозможные выпуклости.

Прорезной вид резьбы также считается довольно простым. Он выполняется при помощи лобзика. Нанесенный на деревянную плоскость эскиз любой фигуры выпиливается по контуру. В результате выходят симпатичные поделки. Применяется прорезная резьба для изготовления фоновых предметов, через которые видно другие плоскости. Часто ее называют ажурной резьбой, и применяется она для украшения мебели в стиле барокко. Также это могут быть элементы буфетов, оконные наличники, двери, а иногда декоративные ширмы. Если поделки прикрепляют к специальному основанию, то такой вид резьбы считается накладным.

Процесс работы прорезным способом начинается с эскиза, который наносится на заранее отшлифованную заготовку. Его переносят на поверхность с помощью специального шаблона или прозрачной белой бумаги. Затем на контурах делают отверстия и с помощью тонкой пилки лобзика вырезают на рабочем столе.

Рельефная резьба включает в себя два основных метода: плоский и глухой. К тому же глухой вариант подразумевает низкий либо выпуклый рельеф. Суть заключается в том, что рисунок образуется благодаря основному фону поверхности.

Плоскорельефный метод выполняется так, что узор и окружающий его фон выполнены на одной глубине по всей площади основы. Глухая резьба характеризуется выпуклым узором, который не имеет плоских очертаний. Такие изделия ценятся за высокую декоративность и богатство композиции. Ведь на плоскости создается своеобразный миниатюрный ландшафт с возвышенностями, углублениями и впадинами. Чтобы создавать такие шедевры, мастера применяют элементы практически всех видов резьбы по дереву. Поэтому новичкам следует освоить каждый способ отдельно, чтобы применять навыки при более .

Первые шаги на пути к мастерству

История показывает, что дерево традиционно использовалось для украшения жилого помещения. В наше время различные фотографии, рисунки и эскизы резьбы по дереву выставлены в краеведческих музеях или печатных изданиях. Это говорит о том, что смышленые люди, готовые учиться, способны освоить этот вид искусства. Древесина – это чудесный природный материал, из которого можно создавать декоративные композиции, картины, элементы мебели и кухонную утварь. Освоив азы древнего искусства, некоторые стали настоящими мастерами резьбы по дереву, посвятив этому всю жизнь.

Народная мудрость говорит: «Лиха беда – начало». Так оно и есть, если ничего не делать. Практические советы резьбы по дереву для начинающих открывают дверь смелым людям в мир великолепных поделок своими руками. Для начала необходимо подготовить инструменты и разобраться в основных нюансах ремесла.

Новичкам желательно выбирать качественное и прочное снаряжение для работы, чтобы приобретать ценные навыки мастерства.

Для резьбы по дереву необходимо подготовить следующие инструменты:

  • острый нож;
  • стамеска;
  • лобзик;
  • долото;
  • сверла;
  • надфили;
  • ложкорез;
  • бруски;
  • фрезеровальная машина.

Конечно, новичкам будет достаточно приобрести специальный набор инструментов для резьбы по дереву, в который входит нож, лобзик и шило. С их помощью очень удобно осваивать навыки древнего мастерства.

Следующий шаг – выбор сырья. Именно от этого зависит качество изделия. В природе существует два вида древесины: твердая и мягкая. К первой группе относятся красное дерево, дуб и бук. Ко второй – , осина, сосна, ель, береза. Безусловно, легче работать с мягкой древесиной, но при одном неверном движении она быстро портится. Несмотря на это она считается самым подходящим сырьем для новичков.

Твердые породы древесины используют профессионалы, поскольку они очень дорого стоят.

Кроме прочности материала ключевую роль играет и цвет древесины. Подходящее сырье, чтобы учится мастерству – береза. Она чудесно поддается резке и сверлению в любом направлении. Выбирая рисунки для резьбы по дереву, следует учитывать, что березовая древесина со временем темнеет. Несмотря на это с ней очень легко работать.

Когда узор выбран, его необходимо перенести на деревянную заготовку. В век технологий можно воспользоваться готовыми фотографиями или рисунками, которые предоставлены специалистами. Тематика изображений самая разная, но каждое имеет свою неповторимую красоту. Когда все готово можно приступить к созданию собственных шедевров. Неоценимой помощью для начинающих являются тематические уроки резьбы по дереву.

Мастер класс простой поделки

Когда смотришь на готовые поделки, создается впечатление, что сделать их вовсе не сложно. Поэтому многие любители народного ремесла взяли в свои руки инструмент и приступили к делу. Чтобы вырезать обыкновенный цветок необходимо приготовить такой набор предметов:

  • заготовка из дерева;
  • карандаш двойной мягкости;
  • калька;
  • стамески.

Необходимо учитывать, что подойдут лишь специальные стамески для резьбы по дереву. Они должны быть v-образного характера, узкие и полукруглые. Следующий этап – рисунок. Его можно взять из Интернета. Для этого к экрану прикладывают лист бумаги, перерисовывают схему, а затем наносят ее на деревянную плоскость.

Начинают работу с центральной части эскиза, аккуратно вырезая круг. Затем с помощью v-образной стамески вырезают по контуру лепестки. Отходы древесины между ними удаляют по ходу работы. Если такой стамески нет, подойдут профессиональные ножи для резьбы по дереву, которыми не хуже орудовать в этом ремесле.

Полукруглой стамеской вырезают внешнюю часть лепестка. Он становится похож на контур сердечка, но это не страшно. Затем делают надрезы во внутренней части лепестка, соединяя его с центром цветка. Осталось только закруглить его и цветок готов. Теперь можно полюбоваться первым творением своих рук. Неоценимой помощью для новичков является тематическое видео резьбы по дереву, которое побуждает незамедлительно браться за работу.

Современная техника для опытных мастеров

В современном мире многие работы уже давно выполняются механическим способом. Не отстает в этом и прикладное ремесло. Применение техники дает возможность мастерам экономить свои силы и драгоценное время. Станки для резьбы по дереву дают возможность быстро и качественно подготовить исходный материал к работе. Единственный недостаток таких устройств – дороговизна, но люди, для которых резьба не просто хобби, готовы их приобретать.

Пантограф

Устройство предусмотрено для работы с любыми деревянными поверхностями. Оно выполняет операции различного рода, как объемные, так и на плоскости. Пантограф используют для обработки дугообразных, согнутых или вращающих деталей. Так с помощью станка вырезают различные элементы мебели, статуи либо панно.

Бормашина

Отличное устройство для работы с деревом твердых пород. При этом важно учитывать свойства и расположение волокон природного материала. С помощью бормашины мастера затачивают инструменты, шлифуют древесину, а при надобности и полируют.

Для работы с бормашиной подходят породы деревьев с плотной древесиной, у которых нет тенденции к скалыванию.

Фрезерный станок с программным управлением

Такая техника, в основном применяется для производства деревянной мебели с резным украшением. Станок предусмотрен для работы с фанерой любого вида и деревом. Он отличается высокой функциональностью и техническими возможностями. При работе на таком оборудовании важно использовать специальные средства защиты – очки и перчатки. Также придерживаться инструкции по эксплуатации прибора.

Как показывает практика, такие станки упрощают процесс резьбы по дереву. Они дают возможность создавать огромное количество изделий за короткое время. Применяются устройства не только в промышленности, но и для личной мастерской.

В любом случае изделия, сделанные своими руками, приносят человеку подлинное удовлетворение. Они создают в доме приятную атмосферу, помогают выразить чувства мастера к своим близким, и долго служат на благо домочадцам. Деревянные поделки долго сохраняют свою естественную красоту и никогда не выходят из моды. Резьба по дереву – это искусство, которое передается из поколения в поколение. Она доступна для любого, кто пожелает освоить это ремесло. Главное не боятся неудач, а с готовностью учиться, брать в руки инструменты и творить шедевры.

Видео-урок резьбы по дереву для начинающих

Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно.

Так сложилось, что Русь - страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой.

С помощью топора, ножа и некоторых других вспомогательных инструментов человек обеспечивал себя всем необходимым для: жизни: возводил жилище и хозяйственные постройки, мосты и ветряные мельницы, крепостные стены и башни, церкви, изготавливал станки и орудия труда, корабли и лодки, сани и телеги, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.

В праздники и часы досуга веселил и душу залихватские наигрыши на деревянных музыкальных инструментах: балалайках» свирели, скрипке, гудках.

Из дерева делали даже хитроумные и надежные замки для дверей. Один из таких замков хранится в Государственном историческом музее в Москве. Изготовил его мастер-древодел еще в XVIII веке, любовно украсив трехгранно-выемчатой резьбой! (Это одно из названий геометрической резьбы,)

В каждое изделие мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего, большое внимание уделялось форме и пропорциям. Для каждого изделия древесина подбиралась с учетом ее физических и механических свойств. Если красивая текстура (рисунок) дерева сама по себе могла украсить изделия, то ее старались выявить и подчеркнуть.

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

Геометрическая резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки.

Она выполняется в виде выемок: двух-, трех- и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины.

Орнамент (художественное украшение, узор, состоящие из ряда ритмически упорядоченных элементов) с изображением геометрических тел археологи находят на гончарных изделиях, относящихся к Минойской эпохе (3-2 тыс, до н.э.). Это всевозможные сочетания треугольников, ромбе в, витых линий, точек, завитков и т.п.

Каждая геометрическая фигура в народном творчестве имеет свой смысл, свою символику:

- розетка с лучами или просто круг - символ солнца, жизни;

Спираль - вихрь, беспокойство, буря;

Капля - вода, зерно, символ жизни;

Клетка - поле, какое-либо пространство;

Ромб - мощь, сила, удача;

Крест - человек, душа;

Точка - первооснова всего;

Вертикальная линия - возвышенность;

Горизонтальная линия - покой, спокойствие;

- волнистая линия - движение;

- ломаная линия - противоборство.

Уместно сказать, что в нашей народной культуре эти символы своими корнями уходят в дохристианский период, когда на Руси еще почитали языческих богов.

С помощью геометрической резьбы составлялись магические заклинания, оберегавшие наших предков от различных напастей.

К примеру, считалось, что изображение птицы на какой-либо домашней утвари приносит счастье.

Если вырезали коня, то также ждали в доме Божьей благодати. Такого коня с магическими знаками называли оберегом» Подобные предметы оберегали человека, жилище от всевозможных бед.

В старину думали, что у каждого живого существа есть дух, который им, этим существом, и распоряжается. Были духи домовые, духи леса, лошадиные духи.

Чтобы задобрить такого духа и чтобы он оберегал лошадь в течение года, необходимо было сделать идола (фигурку лошади). Но сделать нужно его было только за 365 прикосновений ножа к дереву (сколько дней в году), произнося при этом заклинания. Если сделать идола за 360 прикосновений, то хозяйский конь на пять дней в году останется беззащитным. Если хоть один лишний раз прикоснуться ножом к идолу, то заклинания вообще теряли силу. Великим грехом считалось раскрыть тайну заговора, магических слов или посвятить в таинства несовершеннолетнего.

А такой изображенный на рисунке идол охранял деревню. Выполняли его пятьюдесятью двумя прикосновениями инструмента (по числу недель в году) и ставили на высоком столбе (4-5 метров) у въезда в селение, дабы охранял его жителей от стихийных бедствий, болезней, разбойников.

Языческая вера (вера в существование многообразия богов и духов) отразилась и на строительстве жилища. Так, двускатная крыша славянского дома символизировала суточное движение солнца по небосводу. С помощью геометрической резьбы изображали небесное светило, проходящее свой путь от восхода до заката. Среднее положение солнца - полдень - представляли более крупно и многогранно. Горизонтальная доска с нависшими каплями означала хляби небесные.

Позже украшения дома теряют свою мифологическую подоплеку. Резные детали дома начинают носить только декоративный характер.

Украшая дом снаружи, народные умельцы не забывали и о предметах быта, которыми пользовались ежедневно: стол, скамья, полка, разделочная доска, ложка, солонка. И здесь геометрическая резьба имела преимущество перед другими видами резьбы.

Большим многообразием декоративной отделки отличались ложки, И это немудрено. Ведь ложка - основной «инструмент» на столе. И нужен он ежедневно.

Даже тогда, когда ложки стали делать из металла, деревянная ложка не была предана забвению, так как имела немалые преимущества перед своей металлической «сестрицей». И прежде всего, она не обжигала рот своему владельцу. Каждому члену семьи принадлежала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. А делалось это из соображений гигиены - «чтобы заеды не попадали» (заедами. называли язвочки в углах рта, появлявшиеся в результате беспорядочного пользования одной ложкой многими членами семьи),

В связи с этим вам, наверное, интересно будет узнать, что Петр I, отправляясь в путешествие по Европе, брал всегда с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших почетного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил свое здоровье и не желал рисковать им понапрасну.

Изначально каждый крестьянин, помимо своего основного труда - работы в ноле, - занимался строительством дома, благоустройством жилища, изготовлением предметов быта. Но постепенно происходило разделение труда. И те умельцы, которые лучше других могли построить дом, вырезать ложку, изготовить деревянную посуду, оставили работу в поле и стали зарабатывать себе на хлеб плотницким да столярным искусством, И уже из этой среды выделились резчики, которые объединялись в артели.

Известно, что еще в X веке в Киеве существовали резчиские мастерские, которые занимались декоративной отделкой жилища и предметов быта.

А в начале XVI века организуются специальные дворцовые мастерские в Кремле, положившие начало созданию оружейной палаты,

В XVIII веке большое количество мастеров-резчиков принимало участие в строительстве Петербурга, работах по украшению дворцовых ансамблей.

Необходимо заметить, что развитие резчицкого искусства не всегда поддерживалось государством. В XIX веке, когда Россия встала на путь капиталистического развития, богатые люди, меценаты, выделяли значительные суммы на поддержание народных талантов. Уместно назвать имя управляющего Ярославской железной дорогой, блестящего дельца, миллионера Саввы Ивановича Мамонтова. Савва Иванович был всесторонне одаренным человеком; прекрасно пел, играл на фортепьяно, был скульптором и драматургом, занимался режиссурой. И ко всему этому имел великолепный дар распознавать таланты. Можно назвать десятки имен, представляющих гордость нашей культуры XIX века, которым Мамонтов помог материально во время становления их мастерства и которые были под его опекой. Поленов, Репин, Васнецов, Серов, Врубель, Шаляпин, Левитан, Рахманинов - много еще можно было бы вспомнить знаменитых имен, но и этих вполне достаточно, чтобы преисполниться глубочайшей благодарностью к Савве Ивановичу Мамонтову.

На средства его был создан и «Мамонтовский кружок», члены которого построили столярную мастерскую и решили приобщать ребятишек близлежащих от поместья Мамонтова деревень к народным промыслам. Ребята обучались в мастерской бесплатно и через три года, получив в подарок верстак и набор инструментов, начинали работать самостоятельно. Среди них учились братья Вася и Миша Ворносковы.

Впоследствии Василий Петрович Ворносков становится самым известным резчиком. В советский период он устраивает несколько персональных выставок у нас в стране и за рубежом, создает резчицкую артель «Возрождение», которая преобразована ныне в Абрамцевское художественно-промышленное училище» где готовят мастеров народных художественных промыслов. Кроме этого, имя Ворноскова связано с созданием так называемой кудринской резьбы, являющейся разновидностью рельефной резьбы.

В настоящее время искусство резьбы по дереву получило большое распространение не только в сельской местности, но и в городах. Так, в Москве и Санкт-Петербурге существуют детские и взрослые коллективы декоративно-прикладного творчества, взращивающие новые поколения мастеров резьбы. Этот факт говорит о том, что подлинно народное искусство никогда не умрет. Ну а вы, уважаемый читатель, можете сделать свой вклад в развитие этого вида искусства, освоив уроки геометрической резьбы.

Резьба по дереву – это изумительный по красоте и очень популярный в наше время вид ручной обработки древесины. Резные детали интерьера покоряют своим великолепным внешним видом и отражают богатые национальные традиции.

Людям творческим, у которых просто «чешутся» руки заняться чем-то очень интересным и полезным, стоит обратить внимание на резьбу по дереву. Девушки и женщины могут подумать, что это только мужское занятие. И будут неправы, ведь женщин-мастеров резьбы по дереву не меньше, чем мужчин.

О резьбе по дереву для начинающих

Для украшения внутреннего и внешнего пространства могут использоваться различные виды резьбы и приемы воплощения задуманного. Если вас заинтересовал этот вид рукоделия, то вы должны понимать, что вам необходимо овладеть методами и приемами обработки древесины, приобрести необходимые инструменты и совершенствовать навыки резьбы.

В современном мире смартфонов и планшетов деревянная подставка, украшенная резьбой по дереву, выглядит очень оригинально.


Искусно выполненная резьба в форме простых и витиеватых узоров и орнаментов словно оживляет мир и наделяет его изысканностью, шармом, подчеркивает вкус владельца роскошных вещей и талант мастера.


Работы самых лучших мастеров-резчиков украшают храмы. Обратите внимание на фото иконостаса верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа, который находится в Москве, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Современные мастера, обладающие тонким вкусом, творят настоящие шедевры.

А благодаря технологиям отделки и защиты готового изделия от разрушительного воздействия плесени, насекомых, эти резные поделки из дерева служат людям сотни лет.

Обратите внимание на великолепные резные предметы мебели:


Стильные двери:

Восхитительные статуэтки ручной работы:


Очень часто ценители коллекционируют резные изделия хендмейд. Чудесные шахматы, которые достойны любой коллекции.

Возможно, со временем и ваши шедевры резьбы по дереву будут тщательно храниться коллекционерами или украшать храмы.

Виды резьбы по дереву

Из всех видов резьбы по дереву очень интересна ажурная или сквозная резьба по дереву, которой присуща некоторая прозрачность, при которой остается только изображение, без фона. Примером может служить накладная резьба – это орнамент, который прикрепляется на готовый фон после изготовления мастером.

Геометрическая резьба по дереву это такой вид резьбы, при которой узор формируется при помощи множества простых геометрических форм (часто используют ромб).

Восточная резьба по дереву отличается причудливостью форм. Египет является колыбелью восточного вида деревянной резьбы.


Рельефная резьба по дереву. В этой технике изображение расположено над фоном или на одном с ним уровне. Это резные панно различной формы с объемным изображением.

– это плоскорельефная резьба, но отличающая обилием резных и лепных украшений, разнообразных цветов, завитков, листьев, фигурок людей в неестественных позах, сказочных фантастичных животных.

Возникла в деревне Кудрино. Известными изделиями в этом виде резьбы считаются шкатулки, вазы, блюда, ковши, предметы домашнего декора. Основной элемент – это растительный орнамент: розетки, завитки и веточки.

Объемная (скульптурная) резьба отлично подходит для изготовления скульптуры, фигурки животных и людей, игрушки. – подвид объемной резьбы. Это основной промысел села Богородское в Подмосковье. Знаменитые богородские игрушки – это фигурки животных и людей из липы и ольхи.

Чаще всего применялась для украшения деревянных скандинавских церквей. Изображениями Богов и различных животных резчики по дереву украшали внутри и снаружи церковные сооружения.

– самый простой и достаточно своеобразный вид резьбы. На плоском фоне мастер вырезает канавки – желобки, формируя рисунок. Резные пейзажи — изображения ландшафтов на дереве.


Все эти виды резьбы достаточно условны. Каждый мастер выбирает самый приемлемый из них, учитывая опыт работы, качество древесины и творческое вдохновение.

Что можно украсить резьбой?

Самая простая лестница преображается, украшенная резными балясинами. Балясины – это фигурные столбики в виде колонн, стильная и благородная отделка лестницы. Деревянные балясины органично смотрятся с винтовой деревянной лестницей.

Барельеф. Другое название «низкий рельеф». Это скульптурное изображение на плоскости. Чаще всего это фигуры людей и животных.

Выбираем инструменты для резьбы по дереву

Как и в каждом деле, в резьбе по дереву есть свои секреты, нюансы, что позволяют раскрыть красоту древесины в чудесном орнаменте. Необходимо подобрать специальные инструменты для резьбы по дереву и запастись необходимыми заготовками и эскизами для резьбы по дереву, что будут воплощаться в виде рисунков, каймы, кружев или жанровых сценок.

Базовый инструментарий

Очень высокие требования предъявляются к качеству инструментов для резьбы. Конечно, мастерство играет важную роль, но хорошо подобранные и наточенные инструменты помогут воплотить в жизнь вашу задумку. Опытные резчики по первому взгляду на инструмент скажут о его качестве, а начинающие теряются в магазине от огромного выбора.

В базовый набор для резьбы по дереву входит:

  • несколько ножей и стамесок;
  • надфили;
  • ножовки по металлу;
  • тиски;
  • наждачная бумага;
  • дрель с несколькими видами сверл;
  • бруски.

Ножи должны быть изготовлены только из качественной стали. Лучше их приобрести в специализированных магазинах для творчества. Хотя на начальном этапе подойдут и просто остро заточенные ножи. Отличным началом послужат ножи фирм «Татьянка», Narex, Kogatana и др.

Не обязательно выбирать дорогой инструмент иностранного производства, ведь отечественные инструменты могут быть такого же хорошего качества, но намного дешевле

При росте мастерства вам может потребоваться набор инструментов, фрезеровальная машина, бормашина и др.

Стамески для резьбы

Иногда вместо стамески для резьбы по дереву используют заточенную отвертку или напильник.

Стамеска плоская – это длинный стержень, на торце которого есть плоская режущая кромка. Очень часто она применяется для первичной обработки древесины.

Стамеска полукруглая — это один из самых важных инструментов для работы. Они несколько отличаются по степени закругленности, то есть бывают средними, круглыми и отлогими.

Еще бывает V –образный вариант стамесок . Он может пригодиться при геометрической резьбе по дереву, с которой мы познакомим вас ниже.

Начинающим мастерам достаточно небольшого набора для резьбы по дереву, но хорошего качества, чтобы сразу привыкать к правильным движениям и нажиму.

В этом видео прекрасный мастер А. Юрьев поделился с нами, какие инструменты выбрать для резьбы.

Как уберечься от травмы при резьбе по дереву

Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.

Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.

Материалы для работы

У каждого вида древесины для резьбы есть свои плюсы и минусы. С мягкой древесиной работать легко, но и брака может быть тоже немало. Это осина, липа, береза. Для начинающих эта древесина подойдет лучше всего.

Дуб, самшит, красное дерево – это более дорогая и сложная древесина. Она отличается твердостью и стойкостью, поэтому вырезать из такой древесины сложно. Очень часто бывают неприятности при работе с такими породами дерева. Может пострадать либо инструмент, либо мастер.

Опытный резчик может легко работать с различной древесиной, в том числе и с можжевельником. Ну а новичкам лучше использовать недорогие материалы – ель, сосну, грушу или березу.

Какие бы инструменты не были выбраны для резьбы по дереву, необходимо строго соблюдать технику безопасности!

Технология геометрической резьбы

Геометрическая резьба по дереву считается самой простой и прекрасно подходит для новичков. Для создания задуманного рисунка нужно иметь небольшой набор инструментов для резьбы по дереву и четко выдерживать рисунок. Для геометрической резьбы по дереву огромное значение имеет симметрия и повторение. Этим добивается прекрасная игра света и тени.


Чудесно смотрятся на кухне разделочные доски в этой технике, деревянные панно.

Геометрическая резьба состоит из последовательного выпиливания простых геометрических форм: прямоугольников, треугольников, квадратов, ромбов. Но в результате выходит чудесный орнамент, который при разном освещении смотрится по-другому.

Последовательность выполнения любой резьбы по дереву такая:

  • Сначала делается заготовка из дерева (доска, колода, болванка).
  • Далее черновое выравнивание поверхности заготовки, при которой убираются все дефекты и шероховатости.
  • Затем специальными резцами формируется декоративный рельеф.
  • После завершения основной резьбы финишная обработка – шлифовка, пропитка, покраска, лакировка.

Нельзя работать с заготовкой на коленях! У мастера должен быть стол для работы.

Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву на разделочной доске»

Инструменты . Вам понадобятся 2 ножа для резьбы по дереву: треугольный нож-косяк и нож-перо, линейка, циркуль, карандаш.

Нож-косяк треугольник необходим для резки треугольных форм разной конфигурации, а также для прорезывания длинных прямых линий. Для вырезания длинных линий типа лепестка или канавки используется нож–перо. Ножи для резьбы должны быть острыми и удобными.

Первый этап. Делаем эскиз узора на доске. Его можно нанести с помощью циркуля и линейки. А можно распечатать взятые в интернете узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на подготовленную разделочную доску.

Второй этап . Вырезаем лепестки. Используем нож-перо.

Во время работы большой палец крепко прижимается к доске, а указательный палец легко касается древесины. Это поможет регулировать глубину захода ножа в поверхность и угол наклона. А большой палец поможет плавно перемещать лезвие. Сначала прорезаем в одну сторону под углом, затем переворачиваем доску и режем с другой стороны.

Если стружка вьется «веревочкой» – нож хороший, острый. Его необходимо периодически подтачивать кусочком кожи с пастой ГОИ.

Третий этап . Вырезаем треугольники ножом-косяком. «Пяточкой», под углом 45 градусов врезаем нож в дерево, не доводя до краев рисунка с трех сторон. Прорези должны стыковаться со всех сторон в форме пирамидки. Щепка, выпадая, формирует красивый треугольник.

Четвертый этап. Что не удалось срезать, аккуратно зачищаем, чтобы грани были частыми и ровными. По тому же принципу вырезаем канавки и треугольники по периметру доски.

Пятый этап . Все шлифуем наждачной бумагой, обрабатываем натуральной пропиткой. Все! Работа закончена. Украшаем кухню полезной и красивой разделочной доской с резьбой по дереву.

Рисунки для резьбы по дереву

Для выполнения резьбы по дереву фотографии, рисунки и эскизы просто необходимы. Крупный рисунок для резьбы по дереву используется для габаритных изделий: для фасадов домов, внутренней отделки резьбой церквей, окон.

Для предметов интерьера и мебели резчики используют мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются мастером.

ВАМ ПРИГОДИТСЯ

Мы предлагаем вам архив из . Выбирайте, распечатывайте, творите.

Видео мастер–классы резьбы по дереву для начинающих

Конечно, на видео резьба по дереву смотрится особенно впечатляюще. Канал «РУЧНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» показывает особенности геометрической резьбы для начинающих.

Женский взгляд на резьбу по дереву. Канал tatiankacarving демонстрирует нам, как делать лепестки цветов и листики.

Константин Беляев на своем канале подробно рассказывает о резцах для резьбы по дереву.

А на этом видео Ивана-строителя показано, как делать рельефно-плоскостную резьбу:

Будем очень рады, если эта статья вдохновила вас взяться за резьбу по дереву!

Геометрическая резьба

Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Основные элементы геометрической резьбы – это двугранные, трехгранные клинорезные выемки различной ширины, глубины, конфигурации, четырехгранные выемки разной формы и криволинейные выемки в виде скобок. Все композиции узоров делаются путем повторения этих элементов, создавая какую-либо геометрическую фигуру. Наиболее распространены в геометрической резьбе трехгранные выемки – треугольники, отличающиеся формой и размером, поэтому такую резьбу часто называют трехгранно-выемчатой. Для этого вида резьбы характерен орнамент, состоящий из различных сочетаний треугольников, ромбов, волнистых зигзагообразных дисков, спиралей, квадратов, секторов, сегментов и др.

Разметку начинают с нанесения твердым карандашом линий, ограничивающих орнамент, – параллельно и перпендикулярно продольным кромкам заготовки, а также под различными углами. После нанесения ограничивающих линий внутреннее пространство разбивают на элементы геометрического узора: сначала, как правило, на квадраты или прямоугольники, а затем на треугольники. Линии делят на части с помощью линейки или циркуля-делителя. Разбивку на мелкие элементы выполняют на глаз.

Геометрическую резьбу от начала до конца выполняют ножом-косяком или ножом-резаком. Нож может быть широким или узким в зависимости от величины элементов рисунка.

При трехгранно-выемчатой резьбе нож держат так же, как и при контурной.

Трехгранно-выемчатый треугольник образуется из трех треугольников, соединенных вершинами (рис. 21, а ). После разметки основания треугольников подрезают, держа резак с наклоном под углом 45°; резак ведут на себя. Резьбу треугольников начинают с вершин. Носик лезвия воткните вертикально в точку пересечения высот треугольника (рис. 21, б ), пятку направьте к одной из внешних вершин. В центре нож углубляется на 3–4 мм, а к основанию треугольника только подходит. Этот прием называется наколкой. Сделайте накалывание к остальным двум вершинам треугольника, причем поворачивайте не нож, а доску.

Рис. 21. Выполнение элементов и узоров геометрической резьбы: а – разметка треугольников; б – положение ножа при наколке; в – вырезание треугольников; г – выполнение сколышей; д – узор «ромбы»; е – узор «цепочка»; ж – узор «витейка»; з – узор «змейка»

Следующий прием – надрезка. В зависимости от того, какой глубины будет резьба, нож держите под углом 30–45° к поверхности доски. Поставьте носик ножа в вершину и ведите его вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя на 2–3 мм к середине, по мере приближения к другой вершине уменьшайте давление на доску. У вершины резак слегка приподнимают и заканчивают надрезку. Таким же способом производят окончательную подрезку треугольников, но более глубоко. Образуются равнобедренные треугольники с углублением в точке соединения вершин (рис. 21, в ). При этом надо следить за движением резака, чтобы не задеть порезку другого треугольника.

Еще один элемент, который необходимо освоить, называется сколышем (рис. 21, г ). В его основу положен равносторонний или равнобедренный треугольник. Для сколыша характерны углубления к вершине. Зажатый в кулаке нож вертикально погрузите на 3–4 мм в вершину треугольника и опустите пятку ножа вдоль его сторон до соприкосновения с основанием – сделайте надколы. Затем от основания треугольника, незначительно наклонив нож в сторону его вершины, сделайте подрез, скалывая треугольник.

Мы рассмотрели два простых элемента, на различных комбинациях которых построена практически вся геометрическая резьба. При разметке вначале проводят две параллельные линии, ограничивающие ширину ленты орнамента. Затем обычно требуется средняя линия. Опираясь на эти линии, размечают детали узора.

Узор «ромбы» – пары треугольников, выстроенные в два ряда вершина к вершине (рис. 21, д ).

Узор «цепочка» – два ряда треугольников, обращенных друг к другу основаниями (рис. 21, е ).

Узор «витейка» – два ряда треугольников, расположенных один против другого, но смещенных на полшага (рис. 21, ж ).

Узор «змейка» – два ряда треугольников, расположенных, как в «витейке», но боковые грани верхнего ряда не соприкасаются с боковыми гранями нижнего, из-за чего между ними остается необработанная плоскость заготовки в форме змейки (рис. 21, з ). Чтобы не появились ненужные сколы, вырезайте попеременно прямые и перевернутые треугольники.

Узор «розетка» – это два примыкающих один к другому ряда «витейки» (рис. 22, а ).

Узор «елочка» – сначала в верхнем ряду вырезают большие треугольники, а затем в нижнем – маленькие (рис. 22, б ). Невырезанная плоскость заготовки похожа на маленькие елочки.

Узор «соты» – плоскость заготовки расчерчивают на квадраты, по сторонам которых выбирают два ряда сколышей вершина к вершине (рис. 22, в ). Используя данную разметку, можно получить различные виды этого орнамента. Один из них – четырехгранная выемка, то есть пирамида, направленная вершиной вглубь заготовки. Рассмотрим два варианта: когда выемка расположена вдоль волокон и по диагонали к ним. Из рисунка видно, что в первом случае приходится прибегать к резьбе поперек волокон. Техника резьбы аналогична технике резьбы сколышей с четырьмя сомкнутыми вершинами. В геометрической резьбе встречаются разновидности четырехгранной выемки – прямоугольная, ромбовидная и неправильных очертаний. Имеет смысл сразу заштриховать отдельно одну из групп сколышей (вертикальную или горизонтальную), чтобы не ошибиться при резьбе. Последовательно вырезают все горизонтальные сколыши, а затем все вертикальные.

Рис. 22. Выполнение узоров в геометрической резьбе: а – узор «розетка»; б – узор «елочка»; в – узор «соты»; г – узор «звездочка»; д – узор «лесенка» прямая; е – узор «лесенка» наклонная; ж – узор «квадраты»; з – четырехранные пирамидки, вписанные в ромбы; и – треугольники, вписанные в сколыши; к – звездочки, вписанные в соты.

Узор «звездочка» – ряд квадратов, которые делятся по диагоналям на четыре треугольника, примыкающие вершина к вершине и состоящие все из тех же треугольников и сколышей (рис. 22, г ).

Узор «лесенка» прямая выполняется в виде ленты с подрезами с одной и другой стороны (рис. 22, д ).

Узор «лесенка» наклонная выполняется также в виде ленты с различными заходами и окончаниями (рис. 22, е ).

Узор «квадраты» выполняется резьбой двугранных выемок по сторонам квадрата на уровне плоскости заготовки или в виде ленты, где стороны квадрата ограничены двугранной выемкой (рис. 22, ж ). Возможны различные варианты наклона боковых сторон двугранной выемки по сторонам квадрата. Если квадраты, ромбы, соты достаточно крупные, пространство внутри них можно заполнить одним из элементов резьбы (рис. 22, з – к ).

Освоив предыдущие упражнения, вы вплотную подошли к вырезанию узора «сияние» – самого красивого и сложного в трехгранно-выемчатой резьбе. Сияния различной конфигурации, как правило, являются центральными элементами в узорах геометрической резьбы. Это могут быть квадраты, прямоугольники, ромбы, окружности, овалы и производные от вышеперечисленных фигур, в которые вписаны узоры.

Лучи «сияния» представляют собой вытянутые трехгранные выемки. На рис. 23 показаны схемы разметки и резания «сияний», вписанных в различные простые фигуры. При их изготовлении применяются те же приемы, что и при выполнении трехгранных выемок с углублением в центре. Резьбу выполняют в зависимости от направления волокон древесины. Выполняя резьбу вдоль и поперек слоев древесины, необходимо выбирать направление среза. Резьба, выполненная по направлению волокон, получается блестящей и сочной, а поперек – матовой, плохо поддающейся отделке. В связи с этим необходимо так размечать будущее изделие, чтобы основная резьба происходила по слою.

Так, для того чтобы изготовить «сияние», вписанное в ромб, сначала вычерчивают ромб (рис. 23, а ). Стороны АВ, ВС, CD и DA делят на любое количество равных частей (в данном примере их пять) и соединяют точки деления с центром. Сначала прорезают вертикальные и горизонтальные линии и углубляют их, делая по три надрезки из центра треугольника со скосом в каждый угол надрезки. Выполнив надрезку, подводят резак к одной из сторон угла и, наклонив его, подрезают грани. В каждом треугольнике получается три срезанные грани. «Сияние», вписанное в прямоугольник (квадрат), выполняется аналогичным способом (рис. 23, б ).

Наиболее популярно «сияние», вписанное в круг. Такая розетка обычно представляет собой центр всей резной композиции.

При разметке розеток заготовку сначала делят на квадраты (рис. 23, в ). Из углов квадратов проводят диагонали (рис. 23, г ). Из центра квадрата с помощью циркуля чертят две концентрические окружности (рис. 23, д ). Радиус внешней окружности должен быть больше радиуса внутренней на 3–5 мм (в зависимости от размера розетки). Внешнюю окружность делят на 16 секторов, а внутреннюю – на 32. Концы радиусов внутренней и внешней окружностей соединяют прямыми линиями (рис. 23, е ).

Вертикально поставленным ножом производят надколы на глубину 2–3 мм и начинают надрезать и подрезать грани, идущие от центра лучей. В последнюю очередь вырезают зубчики-сколышки (рис. 23, ж ).

При вырезании «сияния» угол заточки кончика ножа-резака должен быть острее, чем для вырезания других узоров.

Направление движения ножа при выполнении узора «сияние» на дощечке с горизонтальным расположением волокон показано на рис. 23, з – л .

Рис. 23. Выполнение узора «сияние»: а – «сияние», вписанное в ромб; б – «сияние», вписанное в квадрат; в, г, д, е – разметка узора «сияние», вписанного в круг: ж – розетка с узором «сияние» в готовом виде (1 – сколыш; 2 – треугольный луч; 3 – невырезання полоска поверхности изделия; 4 – клинообразная выемка); з, и, к, л – направление движения ножа при вырезании узора «сияние», вписанного в различные геометрические фигуры (фон указывает направление волокон древесины)

Для выполнения элементов геометрической, трехгранно-выемчатой и других видов резьбы необходимо запомнить несколько правил:

– обязательно размечать и накалывать узор;

– наколку производить только в точке схождения лучей;

– при резьбе плоским резаком кривых линий применять резак с более острым углом заточки кончика, а его пятку приподнимать тем выше, чем круче закругление;

– если при резьбе трехгранных элементов остаются замятины, заусеницы, нужно хорошо заточить нож на оселке и осторожно повторить все операции.

Из книги Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки автора Хворостухина Светлана Александровна

Резьба Резьба является одним из самых сложных видов декорирования, потому что требует определенного опыта и четких движений руки. Для этой работы понадобятся очень острые ножи с тонкими лезвиями. Резьбу лучше всего делать на толстой коже, тогда вырезанные узоры могут

Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

Плосковыемчатая резьба Как следует из названия резьбы, ее фоном является плоская поверхность (как заготовки, так и декорируемого предмета), а рисунок складывается из углублений (выемок), разнообразных по своей форме. Плосковыемчатая резьба подразделяется на контурную и

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Плоскорельефная резьба При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Рельефная резьба Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы –

Из книги автора

Прорезная резьба Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная резьба является наиболее древней и берет свое начало еще с тех времен, когда человек вырезал из дерева фигурки языческих богов, которым поклонялся и у которых искал помощи и защиты.В период после Крещения Руси из древесины стали вырезать

Из книги автора

Домовая резьба Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и

Из книги автора

Из книги автора

Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой

Из книги автора

Плоскорельефная резьба Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей

Из книги автора

Рельефная резьба Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты.

Из книги автора

Прорезная резьба Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной (с плоским орнаментом), так и рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной.Прорезная резьба получила широкое

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в прочих видах резьбы, объемную резьбу можно

Из книги автора

Домовая резьба Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.Хотя домовая резьба была популярна уже в XVI в., до нас

Из книги автора

Контурная резьба По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых,

Из книги автора

Скобчатая, или ногтевидная, резьба Скобчатую резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя нож-косяк как вспомогательный инструмент. В результате применения полукруглой стамески на поверхности древесины остается след, похожий на скобку или след от ногтя, отсюда и

Геометрическая резьба по дереву – это сложный процесс, выполнение которого требует от мастера определенных знаний. Данный вид декоративно-прикладного искусства за длительный период своего развития сумел повлиять на становление нескольких основных техник, позволяющих создавать действительное привлекательные и необычные скульптурные композиции. Для того чтобы улучшить навыки осуществления геометрических орнаментов по дереву, в первую очередь нужно изучить методологию этой работы и обратить внимание на имеющие в сети эскизы.

Основы геометрической резьбы по дереву

Уроки геометрической резьбы по дереву подразумевают изучения основ данного декоративно-прикладного искусства. Благодаря этому можно освоить знания по поводу необходимых для работы инструментов, особенностей выбора древесины, подготовительному этапу, использующихся методиках резки и применяемых мерах безопасности.

Инструменты

Резьба по дереву, геометрия узоров которой нередко поражает своей красотой и привлекательностью, требуется подбора соответствующих инструментов, таких как:

  1. Нож-косяк . Он характеризуется скошенным лезвием, которое позволяет создавать геометрические узоры – треугольники, квадраты, линии и т.д.
  2. Плоская стамеска. Лучше всего подойдет небольшое изделием, которое имеет ширину не более чем 2 сантиметра.
  3. Ножовка. Она необходима для выпиливания небольших частей заготовки или же отрезания ненужных элементов древесины.
  4. Круглые, квадратные и полукруглые напильники . С их помощью можно делать выемки и отверстия определенных форм.
  5. Линейки. Эти инструменты, как правило, при резьбе по дереву не используется. Вместе с тем нередко геометрические орнаменты должны быть симметричными. Поэтому без линейки в таком случае обойтись невозможно.
  6. Карандаш. Он необходим для разметки подобранной ранее заготовки. Таким образом можно улучшить качество работы и существенно сократить время.
  7. Циркуль. Этот простой инструмент позволяет правильно осуществлять разметку заготовки в случае, если на ней создается круглый орнамент.
  8. Ластик. Он используется преимущественно для корректировки линий, сделанных карандашом. К тому же такой инструмент требуется после завершения работ, если на древесине остались некоторыми помарки.

Таким образом, геометрическая резьба по дереву не требует большого количества различных приспособлений. Нередко ее выполнить можно и при минимальном наборе инструментов.

Древесина (как выбрать древесину?)

Существует несколько типов древесины, которую можно использовать для выполнения геометрической резьбы:

  1. Твердая. Чаще всего древесину такого типа выбирают профессионалы. Это связанно с тем, что у них есть соответствующие знания и опыт. Именно поэтому, несмотря на всю сложность работы с твердыми породами, они хорошо справляются с поставленной задачей.
  2. Очень твердая. Чаще всего выбирают этот вариант вследствие эстетических свойств подобных деревьев. Работать с твердой древесиной сложно, в том числе, даже профессионалам.
  3. Мягкая. Она лучше поддается обработки. Именно поэтому, если опыта создания скульптурных композиций у мастера нет, лучше всего ему остановиться именно на этом варианте. Мягкие заготовки делают из липы, сосны или же осины.

Как правило, достать заготовки с липы довольно-таки сложно. Это связанно с тем, что ее нередко используются, в том числе, и профессионалы. Основной недостаток сосны заключается в том, что она сильно колется при резке. В свою очередь осина – оптимальный вариант, позволяющий в итоге получить действительно красивую работу.

Подготовка к работе

Приступая к выполнению первого урока, необходимо подготовить для себя соответствующую дощечку таких габаритных размеров:

  • длина: 170 миллиметров;
  • ширина: 110 миллиметров;
  • толщина: 20 миллиметров.

Справка. Дополнительно также понадобятся эскизы разнообразных геометрических узоров, которые можно будет сделать на заготовке.

Новичку приступить к работе нужно с процесса шлифовки ранее подготовленной дощечки. Для этого при помощи линейки и карандаша нужно провести по всей поверхности заготовки много горизонтальных и вертикальных линий, таким образом, чтобы в итоге получились ровные квадраты.

Дальше нужно начать рисовать фигурки на доске в соответствии с подобранными ранее эскизом. Лучше всего начинать с изображения сколышек, ромбов, витеек, пирамидок, звездочек, квадратиков и розеток. С использованием этого орнамента в дальнейшем можно будет создавать свои уникальные узоры.

Методика резки

Существует две основные методики резки, которые позволяют создавать основные геометрические орнаменты на дереве:

  • резка треугольниками;
  • резка соломкой.

Интересно! Резка соломкой используется для создания квадратов. Во всех остальных случаях применяется способ треугольников. Геометрические рисунки для резьбы по дереву могут создаваться и сочетанием двух этих методик.

Меры безопасности

Геометрическая резьба по дереву для начинающих – это очень увлекательное, но и достаточно опасное занятие. Это связанно с теми, что в процессе работы мастеру нужно использовать большое количество разнообразных колющих и режущих инструментов. Именно поэтому ему нужно следовать следующим правилами безопасности:

  1. Все движения должны осуществляться от кисти руки . Это существенно упрощает работу и снижает нагрузку на плечевой пояс.
  2. Рука, в которой находится резак, должна быть плотно прижата к рабочей поверхности заготовки . Это поможет освободить движение кисти.
  3. Когда идет процесс резки, пальцы свободной руки не должны находиться на заготовке . В противном случае их можно поранить.

Таким образом, резьба по дереву может быть весьма безопасной, если придерживаться вышеперечисленных рекомендаций специалистов.

Посмотрите видео-урок геометрической резьбы по дереву:

Основные узоры

Существует несколько основных видов геометрических узоров, которые используются при резьбе по дереву. К ним относятся сколышки, ромбики, витейки, пирамидки, звездочки, квадратики и розетки. Изучив особенности создания каждого из этих орнаментов, мастер может самостоятельно их соединять между собой, делая оригинальные и уникальные в своем роде работы.

Сколышки

Для того чтобы осуществлять резьбу по дереву, необходимо первоначально научиться выполнять такие простые действия, как наколка и подрезка. Для этого нужно взять нож в рабочую руку. Ее большой палец должен при этом располагаться на скошенной рукояти.

Первоначально нужно надавить на резак таким образом, чтобы он углубился в древесину на несколько миллиметров. После этого следует опустить лезвие под углом таким образом, чтобы оно пересекло линию бокового ножа в соответствии со сделанной ранее разметкой. Аналогичным образом нужно осуществить накол и с другой стороны.

Подрезка происходит следующим образом:

  1. Режущая часть ножа должна быть приложена к левой стороне треугольника . Своим скосом она должна быть соединена с вершиной фигуры.
  2. Ручку ножа нужно отвести назад . При этом необходимо соблюдать параллель между правой стороной орнамента и лезвием.
  3. В конце следует надавить на нож, возвращая кисть в ее первоначальное положение . В конце носик ножа должен оказаться на вершине. В свою очередь режущая часть получится на правой стороне треугольника.

Так как подрезанный треугольник в итоге самостоятельно должен отколоться, полученный в результате этих действий узор называют сколышком.

Ромбик

Ромб, который нередко используется при резьбе по дереву, представляет собой довольно простую фигуру. Он состоит из двух треугольников. Они соединены между собой своими основаниями.

Справка. Технология создания ромбов на заготовка такая же, как и сколышек. Сначала нужно вырезать верхний ряд, потом – повернуть доску и приступить к нижней части фигуры.

Витейка

Еще одной разновидностью сколышек является витейка. Она получается вследствие смещения двух треугольников в стороны друг от друга.

Таким образом, сделав множество витеек, можно в итоге получить извилистую дорожку на своей заготовке. Для этого первоначально нужно вырезать нижние треугольники, отколоть их, повернуть доску и приступить к созданию верхнего ряда. После этого посередине останется так называемая змейка.

Пирамида

Пирамидка – это первый сложный рисунок, который можно сделать резаком по дереву. Он состоит из несколько треугольников, которые должны быть расположены в определенном порядке по отношению друг к другу.

В центре между тремя треугольниками находится точка соприкосновения углов. Именно поэтому, осуществляя резку, нужно следить, чтобы режущая поверхность ножа всегда находился одним своим концом сугубо посередине. Подрезка должна осуществляться по направлению слоя древесины.

Звездочка

Отличительной особенностью звездочки является то, что она состоит из большего количества треугольников, нежели пирамидка. Несмотря на это, процесс создания данного узора аналогичен.

Для вырезания звездочки нужно сделать четыре последовательных друг за другом треугольники на заготовке таким же образом, как было описано выше.

Квадраты

В отличии от всех предыдущих орнаментов, создание квадратов требует использования другой методики, которая называется соломка. Узор может быть как каемкой всей работы, так и частью более значительного элемента рисунка.

Создание квадрата происходит следующим образом:

В конце от древесины должен отпасть кусочек в виде соломки. Если аналогичным образом обработать все линии квадрата, можно получить интересный узор.

Розетка

Розетка представляет собой самый сложный орнамент при осуществлении геометрической резьбы по дереву. Для ее создания понадобится циркуль. С его помощью нужно начертить круг большого диаметра. После этого нужно сделать другой – на 5 миллиметров меньше предыдущего. Дальше следует поделить круги на 16 ровных частей.

Как только вышеперечисленные действия будут сделаны, нужно отметить точки посередине каждого отрезка на малом круге. С этих мест следует провести по линии к ближайшим по каждую сторону точкам большого круга.

В конце, имея разметку, остается вырезать и отколоть треугольники в соответствии с техникой, описанной выше.

Практический урок геометрической резьбы, делаем шкатулку

Геометрическая резьба по дереву шкатулки требует выполнения определенных этапов, таких как:

  • продумывание орнамента;
  • нанесение рисунка на заготовку;
  • выполнения разметки;
  • вырезание самых простых фигур;
  • создание более сложных орнаментов;
  • удаление шероховатостей наждачной бумагой.

Геометрический рисунок дерево позволяет создавать довольно легко. Для того чтобы его усложнять, необходимо соединять между собой большое количество простых элементов. Дополнительно можно посмотреть урок в сети Интернет, позволяющий понять, как оформляется шкатулка геометрическими орнаментами.

Видеоматериал по резьбе шкатулки из дерева:

Заключение

Научиться резьбе по дереву может практически каждый. Для того чтобы это сделать, обязательно необходимо первоначально прочесть соответствующую теорию. После этого на основании рекомендаций специалистов нужно подойти к процессу обретения практических навыков. Как только они будут получены, можно приступать к самостоятельной работе над созданием красивых деревянных вещей, украшенных оригинальной геометрической резьбой.

Вконтакте