Ваша стройка

Разбор заданий егэ по географии вторая часть.

Задания С2

C2 № 1004. Суммарная солнечная радиация в июне на Северном тропике приблизительно в два раза больше, чем на южном тропике.

Объясните, с чем это связано, указав две причины. Если вы укажете более двух причин, оцениваться будут две, указанные первыми

Пояснение.

Во-первых, в июне Солнце в зените находится в Северном полушарии, то есть угол падения солнечных лучей там больше, а во-вторых - продолжительность дня больше. Поэтому суммарная солнечная радиация в июне на Северном тропике гораздо больше, чем на южном тропике.

C2 № 1090. В последние годы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области было создано несколько крупных автосборочных производств иностранных компаний. Укажите две особенности экономико-географического положения этой территории, способствующие развитию в ней автосборочных производств

Пояснение.

Санкт-Петербург и Ленинградская область имеют выгодное транспортное положение, - они расположены на перекрестке важный морских путей и сухопутных магистралей, по которым удобно доставлять компоненты, из которых собираются автомобили и оправлять готовую продукцию. Кроме того эта территория расположена рядом с основными районами, в которых сосредоточены основные потребители продукции автомобилестроения в России.

C2 № 1533. Целлюлозно-бумажный комбинат «КАМА» ведёт свою историю с 1929 года. Семь лет понадобилось для того, чтобы в живописнейшем уголке Пермской губернии на берегу красавицы Камы выросли промышленные корпуса. Проектировщики будущего гиганта промышленности предусмотрели всё: и близость обширных хвойных и лиственных лесов, и выгодное расположение на пересечении автомобильных, железнодорожных и речных путей Западного Урала. И сегодня ЦБК «КАМА» заслуженно является одним из лидеров российской бумажной промышленности.

Объясните, почему при выборе места для строительства ЦБК важно было предусмотреть близость лесов и положение на пересечении водных и сухопутных транспортных путей. Укажите две причины. Если Вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две указанные первыми.

Пояснение.

Сырьем для целлюлозно-бумажного производства является древесина, поэтому близость лесов важна для обеспечения комбината сырьем. Положение на пересечении водных и сухопутных транспортных путей важно для удобства доставки сырья и поставок готовой продукции потребителям, расположенным в других районах страны.

Задания С3

C3 № 1663. Определите, в каком из пунктов - А или Б - величина суммарной солнечной радиации в июне больше. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода. Если Вы приведёте более двух доводов, оцениваться будут только два указанных первыми.

Пояснение.

Суммарная солнечная радиация в июне больше в пункте Б. В июне в районах, прилегающих к Северному тропику, по сравнению с районами, прилегающими к экватору, больше и угол падения солнечных лучей, и продолжительность дня. Кроме того, прозрачность атмосферы пункте Б значительно выше из-за отсутствия облачности в пустынных районах.

C3 № 45. Пермский край хорошо обеспечен лесными ресурсами. Какая еще особенность природно-ресурсной базы и особенность промышленности города Пермь способствовали размещению в нем целлюлозно-бумажного производства? Укажите одну особенность природно-ресурсной базы и одну особенность промышленности. Если вы укажите более двух особенностей, оцениваться будут только две, указанные первыми.

Пояснение.

1) Пермь находится на берегу Камского водохранилища

ИЛИ

город Пермь хорошо обеспечен водными ресурсами

2) рядом с Пермью расположены крупные электростанции (ГЭС и ТЭС)

ИЛИ город Пермь хорошо обеспечен электроэнергией

«Размещение объясняется наличием в Пермском крае крупных ГЭС и положением на Волге, которая является источником необходимой воды».

C3 № 54. Почему природная зона степей в Волгоградской области сменяется пустынями и полупустынями в Астраханской? Укажите две причины. Если вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две. указанные первыми.

Пояснение.

1) уменьшение количества осадков

ИЛИ

в Астраханской области выпадает меньше осадков

2) при движении на юг испаряемость становится больше

ИЛИ

лето в Астраханской области более жаркое

«Уменьшается коэффициент увлажнения почвы, нарастает континентальность климата. Использование земель для выпаса скота, привели к тому, что почва стала незадернованной, пустынные ландшафты образовались из-за частых суховеев».

С3 № 99. Определите, в пределах какого из участков, обозначенных на фрагменте карты цифрами, существует наибольшая опасность развития водной эрозии почвенного слоя.

Для обоснования вашего ответа приведите два довода. Если вы приведёте более двух доводов, оцениваться будут только два, указанных первыми.

Пояснение.

Ответ: Участок 2

1. Расположен на достаточно крутом склоне холма, что способствует быстрому стоку воды.

2. Открытое пространство, нет сдерживающих факторов, таких как лес, например, на участке 1.

C3 № 143. На рисунке показаны климатограммы, характеризующие климат пунктов А и В, расположенных в Европе примерно на одинаковой широте и высоте над уровнем моря. Определите, какой из этих пунктов расположен восточнее. Для обоснования вашего ответа приведите два довода.

Пояснение.

1. Большее количество осадков в климатограмме В указывает на то, что пункт расположен ближе к океану, т. е. западнее.

2. В точке А температура зимы ниже, а лета выше, что указывает на большую континентальность климата, т. е. большую чем у пункта В удаленность от океана, или, другими словами, восточнее.

Ответ: Пункт А расположен восточнее.

С3 № 187. Используя данные таблицы, приведённой ниже, сравните долю сельского хозяйства в ВВП и долю сельского хозяйства в общем объёме экспорта Австралии и Колумбии. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.

Социально-экономические показатели развития Австралии и Колумбии в 2007 г.

Пояснение.

В ответе говорится, что:

1) доля сельского хозяйства в ВВП Колумбии выше, чем в ВВП Австралии, и приводятся значения 12% и 4%;

2) доля сельского хозяйства в экспорте Колумбии выше, чем в экспорте Австралии, и приводятся вычисления 5: 25 и 15: 117,

ИЛИ

доля сельского хозяйства в экспорте Колумбии выше, чем в экспорте Австралии, и приводятся значения 20% и 13%;

3) сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике Колумбии.

C3 № 273. Почему в городе Магнитогорске максимальные концентрации вредных веществ в воздухе отмечаются в зимнее время? Укажите две причины.

Пояснение.

Главным источником загрязнения воздуха в Магнитогорске является металлургический комбинат. В зимнее время на Урале преобладает повышенное атмосферное давление. Это приводит к застаиванию воздуха. Кроме того, Магнитогорск расположен в межгорной котловине, в которой зимой наблюдается инверсия температур. Это еще более увеличивает концентрацию вредных выбросов в приземных слоях атмосферы.

C3 № 316 . В каком регионе России: Архангельской или Саратовской области - необходимо уделять больше внимания мерам, предупреждающим развитие водной эрозии? Свой ответ обоснуйте.

Пояснение.

Интенсивность водной эрозии определяется количеством выпадающих осадков, их характером, перепадами абсолютных высот рельефа и степенью распаханности территории. Количество осадков, которое выпадает в пределах данных территорий, различается незначительно, но перепады высот в Саратовской области больше, чем в Архангельской. Также степень распаханности территории в Саратовской области больше, чем в Архангельской. Поэтому в Саратовской области водная эрозия представляет большую опасность, чем в Архангельской, и здесь необходимо уделять больше внимания мерам по борьбе с водной эрозией.

C3 № 402 . Создание водохранилища на реке положило конец весенним паводкам ниже по ее течению, однако через некоторое время владельцы ферм, расположенных ниже по течению, стали жаловаться на снижение продуктивности угодий, расположенных в пойме реки. Может ли это быть следствием строительства водохранилища? Свой ответ обоснуйте.

Пояснение.

Может. После весенних паводков на пойме оставался слой плодородного ила. Прекращение паводков привело к прекращению его поступления на пойменные угодья, что и могло стать причиной снижения их плодородия.

C3 № 531. Какие негативные последствия может иметь вырубка лесов на склонах Кавказских гор? Укажите не менее двух последствий.

Пояснение.

Вырубка лесов приводит к снижению способности почвы задерживать влагу, усилению поверхностного стока, поэтому в горных районах уничтожение лесов на склонах приводит, с одной стороны, к усилению разлива рек, вызывающего наводнения, а с другой стороны - к усилению водной эрозии, развитию оползней, что наносит ущерб сельскохозяйственным угодьям и населенным пунктам.

C3 № 574. Вырубка лесов приводит к многочисленным негативным изменениям в природе. Назовите возможные неблагоприятные изменения режима рек, связанные со сведением человеком лесов в водосборным бассейнах рек.

Пояснение.

Лесная растительность задерживает поверхностный сток во время дождей или таяния снегов и способствует просачиванию вод под землю. Сведение лесов приводит к усилению интенсивности поверхностного стока и сокращению подземного. Из-за этого усиливается интенсивность половодий и паводков, что может приводить к наводнениям, а уровень воды в реках во время межени становится, наоборот, ниже, что может затруднять судоходство или обеспечение водой потребителей.

C3 № 832. Определите, в каком из пунктов, обозначенных на карте Африки, суммарная солнечная радиация в декабре больше. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Если вы приведете более двух доводов, оцениваться будут два, указанных первыми.

Пояснение.

В декабре суммарная солнечная радиация будет больше в пункте Б. Оба пункта расположены примерно на одинаковом расстоянии от экватора, но пункт Б расположен в Южном полушарии, а там в декабре лето, это значит, что, во-первых, угол падения солнечных лучей больше, а во-вторых, продолжительность дня больше.

C3 № 875 . Определите в каком полушарии и в каком климатическом поясе расположен пункт, климат которого показан на климатограмме. Дайте необходимые обоснования вашего ответа.

Пояснение.

Пункт расположен в южном полушарии, так как средние температуры июля в нем ниже, чем в январе.

Так как в зимнее (для южного полушария) время средние температуры воздуха в этом пункте выше +10°С, но ниже чем +20°С, можно сделать вывод, он находится в тропическом поясе.

C3 № 919 . Изменение человеком любого компонента природы неизбежно приводит к изменению всего природного комплекса. Создание крупных водохранилищ приводит к затоплению значительных территорий, повышению уровня грунтовых вод и заболачиванию, может заметно измениться и климат соседних территорий. Как повлияет создание крупного водохранилища в умеренных широтах на климат прилегающей территории? Укажите не менее двух следствий.

Пояснение.

Испарение воды с поверхности водохранилищ способствует повышению влажности воздуха, увеличивается количество атмосферных осадков. В умеренных широтах крупные водохранилища способствуют повышению температур воздуха в зимнее время. В летнее время в их прибрежной зоне могут возникать ветры, подобные бризам.

С3 № 1177. В болотах Сибири, скованных многолетней мерзлотой, скопилось огромное количество болотного газа метана В результате глобальных климатических изменений среднегодовые температуры воздуха в Сибири за последние 40 лет поднялись на 3 градуса, и началось оттаивание многолетней мерзлоты, сопровождаемое выбросами метана. Какое влияние могут оказать эти выбросы на климат планеты? Свой ответ обоснуйте.

Пояснение.

Метан во много раз сильнее влияет на создание парникового эффекта в атмосфере, чем углекислый газ. Поэтому увеличение концентрации в атмосфере метана может привести к усилению парникового эффекта в атмосфере Земли, что может способствовать дальнейшему повышению температуры воздуха на планете.

C3 № 1305. ОАО «Сегежский Целлюлозно-бумажный комбинат» является одним из старейших предприятий отрасли. Комбинат был основан в 1939 г. на берегу озера Выг в самом центре Республики Карелия. С тех пор производство неоднократно модернизировалось, и сейчас его производственные мощности составляют 414 тыс. тонн целлюлозы и 300 тыс. тонн бумаги в год. Какие особенности природно-ресурсной базы Республики Карелия способствовали созданию на её территории целлюлозно-бумажной промышленности? Укажите две особенности. Если Вы укажете более двух особенностей, оцениваться будут только две указанные первыми.

Пояснение.

Для целлюлозно-бумажного производства необходимо большое количество сырья (древесины) и воды. Карелия хорошо обеспечена как лесными, так и водными ресурсами. Эти две особенности и способствовали развитию на её территории целлюлозно-бумажной промышленности.

C3 № 1448. На рисунке показан профиль, проведённый через остров по параллели 50° с. ш. Определите, в каком из пунктов, обозначенных на профиле буквами А, Б, В, Г, будет выпадать наибольшее количество атмосферных осадков. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Если Вы приведёте более двух доводов, оцениваться будут только два указанных первыми.

Пояснение.

1. На параллели 50° с. ш. дуют постоянные западные ветры. Проходя над океанами, они могут насыщаться влагой и приносить осадки на западные склоны горы острова. Там расположены точки А и Б.

2. При подъеме по склону горы воздух охлаждается. При охлаждении воздуха происходит процесс конденсации влаги, образования облаков и выпадения осадков. Поэтому больше осадков будет выпадать не у берега, а на некоторой высоте (в точке Б).

Наибольшее количество осадков выпадет в точке Б.

C3 № 1491. На рисунке показан профиль, проведённый по параллели 50° с. ш. через остров, расположенный у восточного побережья Евразии. Определите, в каком из пунктов, обозначенных на профиле буквами А, Б, В, Г, будет выпадать наибольшее количество атмосферных осадков. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Если Вы приведёте более двух доводов, оцениваться будут только два указанных первыми.

Пояснение.

1. На востоке Евразии дуют муссонные ветры.. они приносят осадки со стороны Тихого океана, т. е. с востока. Следовательно, больше осадков будет в точках В и Г.

2. При подъеме вверх воздух охлаждается, что способствует коденсации влаги и выпадению осадков. Поэтому больше осадков будет в точке В.

Задания С4.

C4 № 49. Определите, на какой из территорий, обозначенных буквами на карте России, существует наибольшая опасность развития водной эрозии почв. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Если вы приведете более двух доводов, оцениваться будут только два. указанных первыми.

Пояснение.

На среднерусской возвышенности (пункт А) интенсивно ведут сельское хозяйство, леса повырубали. А землю распахали. Поверхность здесь с холмами, поэтому после сильных дождей вода стекает и почву размывает эрозией. Значит в пункте А наиболее опасно.

C4 № 55. Прочитайте фрагмент газетной статьи.

«В 2006 году начато строительство нового нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСЮ). При его строительстве будут использоваться новейшие технологии, призванные обеспечить надежность его эксплуатации в условиях низких температур и вечной мерзлоты. Против прокладки трассы нефтепровода в непосредственной близости от озера Байка7 возражали ученые-экологи, которые говорили о неизбежности экологической катастрофы в случае аварии на будущем нефтепроводе. Под их влиянием было принято решение об изменении трассы трубопровода».

Какие особенности территории, по которой должен был пройти нефтепровод, заставляли ученых говорить о высокой степени вероятности аварии на нефтепроводе и неизбежности, в этом случае, загрязнения вод озера Байкал? Укажите две особенности. Если вы укажете более двух особенностей, оцениваться будут только две, указанные первыми.

Пояснение.

1) высокая сейсмическая активность территории

2) эта территория относится к водосборному бассейну озера Байкал

ИЛИ

трасса нефтепровода пересекает реки, впадающие в Байкал

«Возле озера Байкал, расположенного в гористой местности (Яблоневый хребет, Становое нагорье) находится сейсмический пояс. Кроме этого, речки, впадающие в это уникальное озеро, могут загрязниться вследствие аварии. А еще здесь резко-континентальный климат».

С4 № 618. Для развития сельскохозяйственного производства страны большое значение имеют как природные, так и материальные ресурсы.

Используя данные таблицы, сравните страны А и Б по таким показателям, как общая площадь пашни и количество тракторов, приходящихся на 1000 гектаров пашни.

СТРАНА Общая площадь земельных угодий, тыс. га Доля пашни в общей площади земельных угодий, % Трактора, шт.

A 250000 3 97500

Б 120000 4 90000

Пояснение.

При выполнении этого задания необходимо сначала определить общую площадь пашни в каждой из стран, а затем разделить количество тракторов на площадь пашни. Необходимо помнить, что сравнение подразумевает на просто указание соответствующих цифр для каждой из стран, но и четкого использования слов «больше», «меньше. Ответ на задание может быть записан так:

В стране А общая площадь пашни больше, чем в стране Б, так как 3% от 250000 составляет 7500 тыс. га, что больше, чем 4% от 120000 (4800 тыс. га), а количество тракторов, приходящихся на 1000 гектаров пашни, больше в стране Б - 18,75 шт. против 13 в стране А.

C4 № 1447. ОАО «Липецкий трактор» является одним из крупнейших производителей тракторов в России. С главного конвейера предприятия начиная с 1944 года сошло более полутора миллиона тракторов. Укажите две особенности ЭГП завода (кроме удобного транспортного положения), которые способствуют его успешной работе. Если Вы укажете более двух особенностей, оцениваться будут только две указанные первыми.

Пояснение.

1. Близость металлургической базы, что уменьшает стоимость перевозки необходимого металла.

2. Близость потребителя, что опять же снижает транспортные издержки при доставке готовой продукции.

3. Наличие квалифицированной рабочей силы.

Задания С5.

C5 № 576 . Географические координаты пунктов А, Б, В и Г показаны в таблице.

Широта Долгота

A 52° с.ш. 58° в.д.

Б 52° с.ш. 68° в.д.

В 52° с.ш. 73° в.д.

Г 52° с.ш. 78° в.д.

Определите, в каком из этих пунктов 11 июня Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 8 часов утра по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование вашего ответа.

Пояснение.

В 8 часов утра по солнечному времени Гринвичского меридиана полдень на меридиане (12 - 8) · 15°= 60° в.д. Чем ближе к этому меридиану, тем Солнце выше. Из данных пунктов ближе всего к меридиану 60° в.д. находится пункт А. Значит выше всего над горизонтом Солнце будет в нем.

C5 № 619 . Можно ли утверждать, что вы находитесь в Северном полушарии, если в пункте, где вы находитесь, тень от предметов в полдень падает на север? Свой ответ обоснуйте.

Пояснение.

Нет, нельзя. Это зависит от времени года. Так, в зимнее время Северного полушария Солнце в полдень бывает в зените над одной из параллелей в Южном полушарии между экватором и Южным тропиком. При этом в Южном полушарии на всех параллелях между экватором и параллелью, над которой Солнце находится в зените, тень от предметов в полдень будет падать на север.

C5 № 705. Определите географические координаты пункта, расположенного в США, если известно, что 23 сентября в 17 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 53 над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.

Пояснение.

23 сентября - день равноденствия. Солнце находится в зените над экватором. Значит широта пункта: 90° − 53° = 37° с.ш. Время в пункте на 5 часов отличается от гринвичского, значит долгота пункта: 15° х 5 = 75° з.д.

C5 № 834. Определите географические координаты пункта, расположенного в Северном полушарии, если известно, что 21 марта в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 45° над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.

Пояснение.

21 марта - день равноденствия, Солнце в этот день находится в зените над экватором, значит, широта места будет равна 90° − 45° = 45°. Широта 45° с.ш.

Солнечное время в пункте на шесть часов меньше, чем на нулевом меридиане, значит, он расположен на 6 х 15° = 90° западнее. Долгота - 90° з.д.

C5 № 1093. Географические координаты пунктов А, Б и В показаны в таблице

Пункт Географические координаты

широта долгота

А 40° с.ш. 100° в.д.

Б 50° с.ш. 110° в.д.

В 40° с.ш. 110° в.д.

Определите, в каком из этих пунктов 15 июля Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Запишите обоснование вашего ответа.

Пояснение.

Солнце раньше встает на востоке. Пункты Б и В расположены восточнее пункта А, но пункт Б расположен севернее пункта В. Так как летом продолжительность дня в Северном полушарии увеличивается при движении от экватора, то раньше всего Солнце поднимется в пункте Б.

Задания С6.

C6 № 189. На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы государственной статистики.

Численность и естественный прирост населения Смоленской области Показатель

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Среднегодовая численность населения, человек 978 683 970 063 Нет данных

Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год -9389 -8174 -7830

Проанализировав эти данные, определите:

1) показатель естественного прироста населения в ‰ в 2009 г. для Смоленской области. Полученный результат округлите до целого числа;

2) величину миграционного прироста (убыли) населения Смоленской области в 2009 г. Запишите решение задачи.

Пояснение.

Решение:

1) - 8174/970063 х 1000 = - 8 ‰

1) 965 986 – 974 139= –8153;

2) –8153 – (–8174) = 21.

В 2009 г. численность населения Смоленской области сократилась на 8153 человека. За счёт естественной убыли произошло сокращение на 8174 человека.

Миграционный прирост населения составил: – 8153 + 8174 = 21


Среднее общее образование

География

ЕГЭ-2018 по географии: задание 1

Корпорация «Российский учебник» представляет разбор заданий ЕГЭ 2018 года по географии. В материале вы найдете подробный алгоритм решения 1 задания, ответы, а также комментарии по выполнению работы. Рекомендуем также посмотреть актуальную подборку материалов по географии, опубликованных ранее.

Вниманию выпускников и абитуриентов предлагается новое учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по географии. Справочник содержит в полном объеме теоретический материал по курсу географии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждая тема сопровождается примерами экзаменационных заданий с комментариями и ответами. Это поможет учителю организовать подготовку к единому государственному экзамену, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Практическая часть справочника включает задания для самопроверки, соответствующие формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к заданиям для самопроверки, которые помогут школьникам и абитуриентам объективно оценить уровень своих знаний и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Задание 1

(«Географические модели. Географическая карта, план местности»). 1 балл.

В этом задании необходимо найти точку на карте с предложенными координатами. Для выполнения данного задания подходит следующий алгоритм.

1. Найдём точку с координатами 0°ш. 0°д. Она расположена на пересечении экватора и нулевого (Гринвичского) меридиана в Гвинейском заливе.


2. Первая координата искомой точки – всегда её широта, т.е. расстояние в градусах от экватора до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от точки 0°ш. 0°д. вдоль нулевого меридиана вверх (если широта искомой точки северная) или вниз (если она южная). В данном случае мы движемся на 58 градусов (57°50´ округляем для удобства) вверх, т.к. широта северная.

Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли широту.

Так как значения широт (градусы параллелей) подписаны у левого и правого края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40°, 60° и 80°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (40°˂58°˂60°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам нужно отступить на 60° – 58° = 2° градуса от параллели 60° вниз.

3. Вторая координата искомой точки – это её долгота, т.е. расстояние в градусах от нулевого меридиана до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от найденной в п.2 точки на нулевом меридиане вправо (если долгота искомой точки восточная) или влево (если долгота искомой точки западная) вдоль (т.е. сохраняя отступ от) ближайшей параллели. В данном случае мы перемещаемся на 30 градусов (29°58´ округляем) вправо, т.к. долгота восточная.

Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли долготу.

Так как значения долгот (градусы меридианов) подписаны у верхнего и нижнего края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40° и т.д. до 180°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (20°˂30°˂40°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам достаточно выполнить только одно разбиение и расположить точку точно посередине между 20 и 40 меридианом.


4. Определяем страну, в которой расположена искомая точка (город Дно).

Таким образом, мы выяснили, что город Дно расположен в Российской Федерации.

2. Теперь определим широту. От найденной в п.1 точки (60°с.ш., 110°в.д.) мы движемся вдоль меридиана по направлению к Северному полюсу (вверх) на 2°32′ (62°32′ - 60°). Это будет четверть расстояния до пересечения с 70 параллелью.

3. Уточняем долготу. От полученной в п.2 точки (62°32′ с.ш., 110 в.д.) смещаемся вдоль параллели на восток (вправо и немного вверх в данном случае) на 3°57´ (113°57´ - 110°). Это будет около 2/5 расстояния до пересечения со 120 меридианом.


4. Определяем субъект федерации, в котором расположена искомая точка (город Мирный).

Таким образом, мы выяснили, что город Мирный расположен на территории республики Саха (Якутия).

Двадцать восьмое задание ЕГЭ по географии предполагает работу с картами и планами местности. В нем необходимо строить профиль рельефа местности по прямой АВ; на профиле также нужно обозначать условным знаком какой-либо объект, изображенный на карте.

Инструкция по построению профиля

Для того чтобы построить профиль, нужно начертить профильную линию, соединяющую точки А и В, и приложить к ней край листа бумаги, на котором необходимо отметить горизонтали, через которые проходит линия АВ. Отметки горизонталей нужно подписать (на карте указано, с каким интервалом они проведены, также дается значение одной горизонтали, поэтому подписать их совсем не трудно). Этот край листа нужно приложить к горизонтальной линии на бланке, где строится профиль. Нужно перенести сделанные отметки на него вот таким образом, проведя перпендикуляры к вертикальной линии в аналогичных значениях:


После этого получившиеся точки нужно соединить плавной кривой линией. Это и будет профиль рельефа. В данном задании важно учитывать масштаб: если, например, по масштабу карты в 1 см 100 м, а в нашем рисунке в 1 см должно быть 50 м, то расстояние между двумя соседними вертикалями мы будем отмечать в два раза больше. Часто просят отметить на профиле родник; как правило, он располагается между двумя соседними высотами – в таком случае их нужно соединить не прямой линией, а вогнутой.

Разбор типовых вариантов задания №28 ЕГЭ по географии

Первый вариант задания

Постройте профиль рельефа местности по линии АВ. Перенесите основу для его построения на бланк ответов 2, применяя горизонтальный масштаб 1 см = 50 м и вертикальный масштаб 1 см = 5 м. Знаком «Х» отметьте положение родника.


Готовый профиль для данного условия выглядит примерно так:

Разбор задания №34 ЕГЭ по географии

Миграционный прирост

Последнее задание ЕГЭ по географии похоже на предыдущее – в нем тоже нужно решать небольшую задачу. Однако в этот раз она связана с определением не естественного прироста, а миграционного, поэтому расчетов будет несколько больше.

Допустим, что нам нужно узнать эту величину для 2013 года.

Алгоритм такой:

    вычитаем из численности постоянного населения в 2014 этот показатель для 2013;

    из получившегося числа вычитаем естественный прирост населения за 2013 год.

То, что получилось, и есть миграционный прирост населения.

На бланке ответов для данного задания должны быть записаны два действия и ответ. Если все это сделано верно – он оценивается в 2 балла. Если же присутствует только одно действие, либо при вычислении ответа допущена ошибка и он неверный, но два действия записаны и первое правильное – ставится 1 балл. Во всех других случаях баллы за 34 задание не начисляются.

Для успешного выполнения 34 номера ЕГЭ нужно, опять же, хорошо заполнить алгоритм его выполнения. В отличие от предыдущего, никакие промилле тут писать не надо, поэтому риск перепутать что-либо становится меньше. Главное – внимательно смотреть на год, для которого необходимо рассчитать показатель.

Разбор типовых вариантов задания №34 ЕГЭ по географии

Первый вариант задания

Опираясь на приведенные в таблице данные, рассчитайте величину миграционного прироста населения для Белгородской области в 2015. Запишите решение.

Численность и естественный прирост населения в Белгородской области

Ответ выглядит так:

    1 550 137 – 1 547 936 = 2201

    2201 – (-3717) = 5918

Ответ: 5918.

Второй вариант задания

Используя данные нижеприведенной таблицы, рассчитайте величину миграционного прироста населения для Республики Бурятия в 2015 году. Запишите необходимые вычисления.

Численность и естественный прирост населения в Республике Бурятия

Записываем ответ:

    982 284 – 978 495 = 3789

    3789 – 5795 = -2006

Ответ: -2006.

Третий вариант задания

Опираясь на приведенные в таблице показатели, рассчитайте величину миграционного прироста населения в Костромской области в 2013 году. В ответе также запишите все проведенные вычисления.

Численность и естественный прирост населения в Костромской области

Напишем ответ:

    656 389 – 658 925 = -2536

    -2536 – (-2218) = -318

Ответ:-318.

Численность населения и его движение

В тридцать третьем задании ЕГЭ по географии нужно решать небольшую задачку, связанную с численностью населения и его естественным движением. Обычно в них просят определять показатель естественного прироста в промилле. Нужно помнить, что в данном задании это всегда делается по следующему алгоритму: делим показатель естественного прироста за год на среднегодовую численность населения и умножаем на тысячу. Ответ обычно округляется до десятых.

На бланке ответов обязательно надо записать не только получившуюся цифру, но и весь ход решения. Это влияет на то, какой балл будет получен за задание. Если приводится запись решения и получен верный ответ, ставится 2 балла, а если записи решения нет – 1. Очень важно не перепутать обозначение промилле ‰ с процентом % - если допустить такую ошибку, даже при наличии записи решения и верного числового значения ответа ставится всего 1 балл. Если допущена только ошибка в округлении, 1 балл за задание все равно ставится.

Этот номер ЕГЭ совсем не сложный – достаточно запомнить формулу и прорешать несколько тренировочных заданий. Главное – не перепутать знаки и внимательно смотреть, показатель какого года требуется рассчитывать.

Разбор типовых вариантов задания №33 ЕГЭ по географии

Первый вариант задания

Опираясь на данные, представленные в таблице, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) для Воронежской области в 2012 году. Запишите решение и округлите ответ до десятых.

Численность и естественный прирост населения в Воронежской области

Ответ должен выглядеть так:

    Решение: -11 081: 2 331 298 1000= -4,7531.

    При округлении получаем -4,7

Ответ: -4,7‰

Второй вариант задания

Используя данные приведенной ниже таблицы, рассчитайте показатель естественного прироста населения (в ‰) для Владимирской области в 2013 году. Запишите решение, ответ округлите до десятых.

Численность и естественный прирост населения во Владимирской области

Пишем ответ:

    Решение: -4131:1 417 531 1000= -2,9142

    Округляем до -2,9

Ответ: -2,9‰.

Третий вариант задания

Опираясь на данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) для Республики Карелия в 2014 году. Запишите вычисления, округлив ответ до десятых.

Численность и естественный прирост населения в Республике Карелия

Ответ выглядит таким образом:

    Решение: -1429/633 468 1000= -2,2558

    При округлении будет -2,3

Ответ: -2,3‰.

Примеры заданий:

Задание 33 №

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2011 г. для Пермского края. При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2 641 016

2 633 550

2 631 073

человек

2 637 570

2 632 312

2 633 176

3067

1670

1478

Задание 33 №

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Калужской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

1 008 229

1 005 801

1 004 544

Среднегодовая численность населения,

человек

1 007 015

1 005 065

1 007 515

Естественный прирост населения,

человек, значение показателя за год

3741

3445

3445

адание 33 №

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Ивановской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

1 054 040

1 049 385

1 043 130

1 051 513

1 046 046

1 040 020

показателя за год

5495

5306

5467

Задание 33 №

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Воронежской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

2 331 506

2 331 091

2 328 959

Среднегодовая численность населения, человек

2 331 298

2 329 668

2 330 053

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

11 081

8447

11 200

Задание 33 №

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Владимирской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

1 431 932

1 422 134

1 413 321

Среднегодовая численность населения, человек

1 427 033

1 417 531

1 409 467

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

7332

4131

7531

Задание 33 №

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Курской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

1 121 563

1 119 170

1 118 915

Среднегодовая численность населения, человек

1 120 366

1 119 089

1 118 147

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

5225

5021

5439

Задание 33 №

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Костромской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

661 764

658 925

656 389

Среднегодовая численность населения, человек

660 345

657 648

655 390

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

2107

2218

2254

Задание 34 №

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Пермского края в 2011 г. Запишите решение задачи.

Численность и естественный прирост населения Пермского края

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Численность постоянного населения на

2 641 016

2 633 550

2 631 073

Среднегодовая численность населения,

человек

2 637 570

2 632 312

2 633 176

Естественный прирост населения,

человек, значение показателя за год

3067

1670

1478

Задание 34 №

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Калужской области в 2013 г. Запишите решение задачи.

Численность и естественный прирост населения Калужской области

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

1 008 229

1 005 801

1 004 544

Среднегодовая численность населения,

человек

1 007 015

1 005 065

1 007 515

Естественный прирост населения,

человек, значение показателя за год

3741

3445

3445

Задание 34 №

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Ивановской области в 2013 г. Запишите решение задачи.

Численность и естественный прирост населения Ивановской области

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

1 054 040

1 049 385

1 043 130

Среднегодовая численность населения, человек

1 051 513

1 046 046

1 040 020

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

5495

5306

5467

Задание 34 №

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Воронежской области в 2013 г. Запишите решение задачи.

Численность и естественный прирост населения Воронежской области

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

2 331 506

2 331 091

2 328 959

Среднегодовая численность населения, человек

2 331 298

2 329 668

2 330 053

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

11 081

8447

11 200

Задание 34 №

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Владимирской области в 2013 г. Запишите решение задачи.

Численность и естественный прирост населения Владимирской области

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

1 431 932

1 422 134

1 413 321

Среднегодовая численность населения, человек

1 427 033

1 417 531

1 409 467

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

7332

4131

7531

Задание 34 №

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Курской области в 2013 г. Запишите решение задачи.

Численность и естественный прирост населения Курской области

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

1 121 563

1 119 170

1 118 915

Среднегодовая численность населения, человек

1 120 366

1 119 089

1 118 147

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

5225

5021

5439

Пояснение.

Задание 34 №

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Костромской области в 2013 г. Запишите решение задачи.

Численнось и естественный прирост населения Костромской области

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Численность постоянного населения на 1 января, человек

661 764

658 925

656 389

Среднегодовая численность населения, человек

660 345

657 648

655 390

Естественный прирост населения, человек, значение

показателя за год

2107

2218

2254

Последнее задание ЕГЭ по географии похоже на предыдущее – в нем тоже нужно решать небольшую задачу. Однако в этот раз она связана с определением не естественного прироста, а миграционного, поэтому расчетов будет несколько больше.

Допустим, что нам нужно узнать эту величину для 2013 года.

Алгоритм такой:

  • вычитаем из численности постоянного населения в 2014 этот показатель для 2013;
  • из получившегося числа вычитаем естественный прирост населения за 2013 год.

То, что получилось, и есть миграционный прирост населения.

На бланке ответов для данного задания должны быть записаны два действия и ответ. Если все это сделано верно – он оценивается в 2 балла. Если же присутствует только одно действие, либо при вычислении ответа допущена ошибка и он неверный, но два действия записаны и первое правильное – ставится 1 балл. Во всех других случаях баллы за 34 задание не начисляются.

Для успешного выполнения 34 номера ЕГЭ нужно, опять же, хорошо заполнить алгоритм его выполнения. В отличие от предыдущего, никакие промилле тут писать не надо, поэтому риск перепутать что-либо становится меньше. Главное – внимательно смотреть на год, для которого необходимо рассчитать показатель.

Разбор типовых вариантов задания №34 ЕГЭ по географии

Первый вариант задания

Опираясь на приведенные в таблице данные, рассчитайте величину миграционного прироста населения для Белгородской области в 2015. Запишите решение.

Численность и естественный прирост населения в Белгородской области

  1. 1 550 137 – 1 547 936 = 2201
  2. 2201 – (-3717) = 5918

Ответ: 5918.

Второй вариант задания

Используя данные нижеприведенной таблицы, рассчитайте величину миграционного прироста населения для Республики Бурятия в 2015 году. Запишите необходимые вычисления.

Численность и естественный прирост населения в Республике Бурятия

  1. 982 284 – 978 495 = 3789
  2. 3789 – 5795 = -2006

Ответ: -2006.

Третий вариант задания

Опираясь на приведенные в таблице показатели, рассчитайте величину миграционного прироста населения в Костромской области в 2013 году. В ответе также запишите все проведенные вычисления.

Численность и естественный прирост населения в Костромской области

  1. 656 389 – 658 925 = -2536
  2. -2536 – (-2218) = -318